Воскресенье, 21 октября 2018 18 +  Письмо редактору
Воскресенье, 21 октября 2018 18 +  Письмо редактору

ЦБ подготовил ответ по вопросу применения №115-ФЗ в редакции №403-ФЗ


Банк России подготовил ответ на запрос Национального совета финансового рынка  №НСФР-02/1-67 от 31.01.2014 «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ о ПОДФТ». Национальный совет финансового рынка направлял обращение в Банк России по вопросу применения Федерального закона №115-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.12.2013 №403-ФЗ, в части реализации в кредитных организациях мероприятий в отношении физических лиц, включенных в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Ознакомиться с текстом запроса №НСФР-02/1-67 от 31.01.2014 «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ о ПОДФТ» – ссылка

 

Ссылки в контексте:

Информационное сообщение Росфинмониторинга о типовых вопросах применения Закона № 115-ФЗ — http://115fz.ru/inf-rosfinmonitoring-zakon-115fz/

Запрос АРБ по порядку исполнения Закона 115-ФЗ в редакции Закона 403-ФЗ — http://115fz.ru/arb-zakon-403fz/

Ответ на запрос АРБ № А-02/1Кор-138 от 28.02.2014 — http://115fz.ru/otvet-cb-115fz-v-redakcii-403fz/

 

 

 

 

Предлагаем ознакомиться с текстом письма от 28.04.2014 № 12-1-5/882 «О применении Федерального закона №115-ФЗ»

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Департамент финансового мониторинга
и валютного контроля

от 28.04.2014 № 12-1-5/882

«О применении Федерального закона №115-ФЗ»

 

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение Национального совета финансового рынка от 31.01.2014 № НСФР-02/1-67 и, с учетом позиции Росфинмониторинга, сообщает следующее.

1.           Ведение Росфинмониторингом перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень), осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

При этом необходимо учитывать, что указанный Перечень состоит из двух разделов, а именно международного и национального.

Физические лица могут быть включены в национальный раздел перечня только по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ. По иным основаниям, а именно основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и 3 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в перечень включаются только организации.

Таким образом, требования пункта 2.4 статьи 6 и подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ о неприменении кредитными организациями к физическим лицам, включенным в перечень по основаниям,’ предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, мер по замораживанию (блокированию) принадлежащих им денежных средств или иного имущества распространяются на всех физических лиц, информация о которых содержится в национальном разделе перечня.

2.           Кредитные организации вправе осуществлять операции клиентов, указанные в подпунктах 1-3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе, за счет денежных средств, в отношении которых меры по замораживанию (блокированию) были приняты до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 403-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3.           Пункт 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ не содержит перечня операций по расходованию заработной платы, пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи полагаем, что погашение ипотечного кредита, погашение потребительского кредита, выданных кредитной организацией, а также возврат заемных денежных средств, оплата покупки ценных бумаг может осуществляться за счет полученных заработной платы, пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании положений подпункта 2 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

4.           Полагаем, что платежи, связанные с погашением кредита, выданного кредитной организацией до включения физического лица в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона, и исполнение других обязательств по договорам с кредитной организацией, заключенным до включения физического лица в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона, подпадают под операции, которые в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ указанное физическое лицо вправе осуществлять с использованием механизма приостановления кредитной организацией операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

5.           В соответствии с Перечнем и описанием реквизитов платежного поручения, инкассового поручения, платежного требования, установленных Положением Банка России от 19 июня 2012 года № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», в платежном поручении, инкассовом поручении, платежном требовании указываются назначение платежа, кроме прочего может указываться наименование работ, услуг, а также может указываться другая необходимая информация.

Полагаем, что подтверждением того, что денежные средства являются заработной платой, стипендией, пенсией, пособием или иной социальной выплатой может служить информация, указанная в платежном поручении.

Кроме того, считаем, что подтверждением того, что денежные средства являются заработной платой также может служить содержание трудового договора лица, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Так, в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор являются место работы, а также условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

Указанную информацию клиенты обязаны предоставлять в соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

6.           Полагаем, что в целях установления физических лиц, относящихся к категории «члены семьи физического лица, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ», кредитным организациям необходимо руководствоваться положениями Семейного кодекса Российской Федерации, статья 2 которого к членам семьи относит супругов, а также родителей и детей (усыновителей и усыновленных).

К документам, подтверждающим вышеуказанный статус, могут относиться: свидетельство о регистрации брака (статья 30 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»);

свидетельство о рождении (статья 23 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»);

свидетельство об установлении отцовства (статья 56 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»);

свидетельство об усыновлении (статья 43 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния») и иные документы.

Для установления кредитными организациями физических лиц совместно проживающих с физическим лицом, включенным в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ, могут применяться положения постановления Правительства

Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», приказа ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Полагаем, что для установления статуса «не имеющие самостоятельного дохода члены семьи физического лиц, включенного в перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ» необходимо использовать положения Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Следует отметить, что пенсии, стипендии, алименты и иные социальные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях реализации требований Федерального закона № 115-ФЗ следует относить к самостоятельным источникам дохода совместно проживающих с лицом, включенным в перечень, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона, членов его семьи.

7.           В соответствии с пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ физическое лицо, включенное в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи, а также получение и расходование пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, указанного в абзаце первом пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

В этой связи полагаем, что при осуществлении вышеперечисленных операций с денежными средствами или иным имуществом в размере, не превышающем 10 000 рублей, в том числе по операциям в связи с распоряжением получателя денежных средств, за исключением случаев, если получатель является лицом, указанным в пункте 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также лицами и государственными организациями, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, порядок приостановления кредитными организациями операций в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ не применяется.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, превышающем сумму, указанную в подпункте 1 пункта 2.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а также на осуществление выплат по обязательствам, возникшим до включения лица в указанный перечень, должны осуществляться в порядке, установленном пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

 

Директор Департамента
Ю.А. Полупанов

 

 

 

.


© 2009-2018 Федеральный закон №115-ФЗ о ПОД/ФТ и ФРОМУ