Четверг, 24 августа 2017 18 +  Письмо редактору
Четверг, 24 августа 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
2:49, 17 сентября 2014

Ответ ЦБ на предложения АБСЗ по применению Закона №115-ФЗ в редакции Закона №110-ФЗ


Ассоциация банков Северо-Запада (АБСЗ) опубликовала на своем сайте ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России на предложения АБСЗ о порядке исполнения законодательства по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в связи со вступлением в силу 16 мая 2014 года Федерального закона от 05.05.2014 №110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

http://nwab.ru/news/index/46456

 

Предлагаем ознакомиться с текстом запроса АБСЗ от 30.06.2014 № 282/1 и ответа Банка России (Департамент финансового мониторинга и валютного контроля)

Запрос от 30.06.2014 № 282/1

В связи со вступлением в силу 16 мая 2014 года Федерального закона от 05.05.2014 №110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Ассоциацию банков Северо-Запада поступают многочисленные запросы кредитных организаций о порядке реализации отдельных требований законодательства. На Совете и в комитетах Ассоциации прошло активное обсуждение новаций законодательства и по итогам этих мероприятий направляем Вам предложения банковского сообщества Северо-Запада.

1. В Федеральном законе от 07 августа 2001 года №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон) определяются условия, при которых не проводится идентификация клиентов -физических лиц при осуществлении кредитными организациями перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.

Так, в соответствии с новой редакцией п.1.4. статьи 7 Федерального закона определяется, что идентификация клиента — физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, при одновременном выполнении следующих условий: сумма денежных средств не превышает 15 000 рублей и получатели денежных средств определены закрытым перечнем указанной статьи.

Согласно закрытому перечню получателей денежных средств, идентификация клиента — физического лица не проводится при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, при предоставлении клиентом — физическим лицом кредитной организации денежных средств в целях увеличения остатка электронных денежных средств. Логикой Федерального закона определено, что увеличение остатка электронных денежных средств осуществляется только при наличии у клиента — физического лица персонифицированного электронного средства платежа, предоставление которого возможно только после идентификации физического лица.

Одновременно, указанная норма Федерального закона запрещает перевод денежных средств без открытия банковского счета, если получателем переводимых денежных средств является физическое лицо. В стандартной банковской практике физические лица получают средства на свои счета, которые им открывают кредитные организации. Кредитные организации открывают банковские счета физическим лицам только после проведения идентификации в соответствии с Федеральным законом.

При применении указанной нормы, изложенной в п.1.4 Федерального закона, реализуется противоречие: без идентификации отправителя перевода разрешаются переводы денежных средств до 15 000 рублей в целях увеличения остатка электронных денежных средств, владельцы которых прошли идентификацию, и не разрешаются переводы на банковские счета физических лиц, которые также прошли идентификацию.

Предлагается устранить данное противоречие Федерального закона и определить, что идентификация клиента — физического лица не проводится при осуществлении кредитными организациями перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, в пользу клиентов — физических лиц, идентифицированных в соответствии с действующим законодательством, если сумма перевода денежных средств не превышает 15 000 рублей.

2. В кредитных организациях на обслуживании находятся значительное количество клиентов, являющихся некоммерческими организациями, созданными в формах товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, гаражного кооператива, садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, некоммерческого негосударственного образовательного учреждения и получающих от физических лиц переводы денежных средств в оплату оказываемых данными организациями услуг.

Предлагается дополнить перечень некоммерческих организаций в п.1.4. статьи 7 Федерального закона, в пользу которых разрешается переводы денежных средств без открытия банковского счета до 15 000 рублей без идентификации клиента — физического лица, некоммерческими организациями, предоставляющими населению жилищно-коммунальные, образовательные и связанные с ними управленческие услуги.

Прошу Вас рассмотреть и поддержать предложения банковского сообщества Санкт-Петербурга по совершенствованию законодательства.

Президент АБСЗ В.В. Джикович

 

Ответ на запрос

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее — Департамент) рассмотрел письмо Ассоциации Банков Северо-Запада от 30.06.2014 № 282/1 и сообщает следующее.

Отмечаем, что законодательство Российской Федерации, в частности, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не наделяет Банк России и структурные подразделения Банка России полномочиями официального толкования норм федеральных законов. Вместе с тем полагаем возможным сообщить мнение Департамента, которое не является официальным толкованием федерального законодательства.

Федеральным законом от 05.05.2014 №110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №110) в Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон К? 161-ФЗ) и Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) внесены изменения в части регулирования операций по переводу денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, между физическими лицами.

Ни Федеральный закон № 161-ФЗ, ни Федеральный закон № 115-ФЗ не содержат запрета в отношении осуществления кредитными организациями по поручениям клиентов — физических лиц переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств, в случае если получателями переводимых денежных средств являются физические лица. Вместе с тем в соответствии с пунктом 1.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ при осуществлении перевода денежных средств бет открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, получателем по которому является физическое лицо, кредитная организация обязана провести идентификацию либо упрощенную идентификацию клиента — физическою лица. Кроме того, частью 5.2 статьи 10 Федерального закона № 161-ФЗ установлено, что неперсонифицированное электронное средство платежа не может использоваться клиентом — физическим лицом, не прошедшим упрощенную идентификацию, для получения переводимых электронных денежных средств от другого физического лица.

При этом следует учитывать, что согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона № 161-ФЗ внесение наличных денежных средств на свой банковский счет иди получение наличных денежных средств со своего банковскою счета у одного оператора по переводу денежных средств не является переводом денежных средств.

Что касается предоставления денежных средств кредитной организации в целях увеличения остатка электронных денежных средств клиента, то такое предоставление денежных средств кредитной организации, обязанной по электронным денежным средствам, пунктом 1.4 статьи 7 Федерального закона №115-Ф3 прямо отнесено к случаям, в рамках которых идентификация или упрощенная идентификация клиента — физического лица может не проводиться при соблюдении установленных указанным пунктом условий. При этом в указанном случае, исходя из формулировки пункта 1.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, предоставление кредитной организации денежных средств может осуществляться физическим лицом в целях увеличения остатка электронных денежных средств при использовании любого электронного средства платежа (персонифицированного, электронного средства платежа, в отношении владельца которого проведена упрощенная идентификация. неперсонифицированного).

Относительно предложения о дополнении перечня некоммерческих организаций, указанных в пункте 1.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, отдельными категориями некоммерческих организаций сообщаем, что соответствующие изменения предусмотрены Федеральным законом от 21.07.2014 №218-ФЗ «О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

По статье 5 Федерального закона № 110-ФЗ сообщаем, что, по нашему мнению, законодатель определил поэтапное введение способов подтверждения достоверности установленных в отношении клиента сведений при проведении кредитными организациями упрощенной идентификации, а также предоставил резерв времени для нормативного, технического и иного обеспечения возможности использования кредитными организациями соответствующих информационных систем для проведения упрощенной идентификации клиентов — физических лиц.

Так, Федеральный закон № 110-ФЗ (за исключением абзаца четвертою подпункта «г» пункта 3 статьи 3) вступил в силу 16.05.2014. тем самым предоставил кредитным организациям право проводить упрощенную идентификацию клиентов — физических лиц с использованием для подтверждения достоверности установленных в отношении клиента сведений оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов.

В срок до 01.10.2014 в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона № 110-ФЗ операторы информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательною медицинскою страхования, государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, оператор единой системы идентификации и аутентификации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, обязаны безвозмездно обеспечить возможность использования кредитными организациями соответствующих информационных систем в целях осуществления ими упрощенной идентификации клиентов — физических лиц.

С 01.11.2014 оператор электронных денежных средств при проведении упрощенной идентификации клиента — физическою лица обязан предоставить клиенту — физическому лицу возможность выбора любого из предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ способов упрощенной идентификации, а также предоставить указанному клиенту информацию, обеспечивающую использование электронного средства платежа.

Директор Департамента
финансового мониторинга и валютного
контроля Банка России
Полупанов Ю.А.

http://nwab.ru/news/index/46456

 

 

.


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ