Четверг, 24 августа 2017 18 +  Письмо редактору
Четверг, 24 августа 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
1:30, 25 июля 2014

Информационное письмо Банка России №24 – актуальные вопросы идентификации


Банк России выпустил Информационное письмо №24 от 22.07.2014 о применении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

В Информационном письме ЦБ №24 от 22.07.2014 даны ответы на следующие вопросы:

1. Обязана ли кредитная организация запрашивать у принимаемого на обслуживание клиента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя все документы, перечисленные в подпункте 1.13 пункта 1 приложения 2 к Положению № 262-П, или имеет право запросить один из перечисленных в указанном подпункте документов?

2. Какие документы, подтверждающие сведения о финансовом положении клиента юридического лица (индивидуального предпринимателя), могут быть запрошены у клиента, период деятельности которого с момента регистрации не превышает трех месяцев? Каковы действия кредитной организации в случае, если она не может получить сведения, необходимые для идентификации такого клиента?

3. Каковы последствия непредставления клиентом документов, перечисленных в подпунктах 1.13 — 1.14 пункта 1 приложения 2 к Положению № 262-П?

4. Какие действия следует предпринять кредитной организации в случае сбоя в работе сайта ФМС? Каким образом кредитной организации следует зафиксировать информацию о недоступности данного сайта в момент принятия решения о приеме на обслуживание клиента?

5. Какие действия следует предпринять кредитной организации в случае если при проверке действительности паспорта получен ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится» либо получен ответ о его недействительности?

6. Какие операции по расходованию денежных средств некоммерческими организациями, совершаемые на сумму равную или превышающую 100 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, подлежат обязательному контролю в соответствии с подпунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона?

7. С 16 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 110-ФЗ. Указанным Федеральным законом предусмотрена возможность проведения упрощенной идентификации клиентов — физических лиц при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа. Вправе ли кредитная организация проводить упрощенную идентификацию клиентов — физических лиц при проведении операций, указанных в пункте 3.1 Положения № 262-П?

 

 

 

Предлагаем ознакомиться с текстом Информационного письма ЦБ от 22.07.2014 №24

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 22.07.2014 № 24
О применении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения
Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями
клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

1. Обязана ли кредитная организация запрашивать у принимаемого на обслуживание клиента — юридического лица либо индивидуального предпринимателя все документы, перечисленные в подпункте 1.13 пункта 1 приложения 2 к Положению Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение № 262-П), или имеет право запросить один из перечисленных в указанном подпункте документов?
Исходя из положений подпункта 1.13 пункта 1 приложения 2 к Положению № 262-П, кредитная организация самостоятельно определяет количество и виды документов, указанных в подпункте 1.13 пункта 1 приложения 2 к Положению № 262-П, которые запрашивает у клиента юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях определения его финансового положения.

2. Какие документы, подтверждающие сведения о финансовом положении клиента юридического лица (индивидуального предпринимателя), могут быть запрошены у клиента, период деятельности которого с момента регистрации не превышает трех месяцев? Каковы действия кредитной организации в случае, если она не может получить сведения, необходимые для идентификации такого клиента?
Исходя из требований пункта 2.1 Положения № 262-11 кредитная организация вправе самостоятельно определить в своих внутренних документах требования к документам юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации и не позволяет представить в кредитную организацию сведения (документы), указанные в подпункте 1.13 пункта 1 приложения 2 к указанному Положению.
Таким образом, в случае невозможности получения кредитной организацией документов, предусмотренных внутренними документами кредитной организации, подтверждающих сведения о финансовом положении клиента — юридического лица, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, кредитная организация отказывает такому клиенту в заключении договора банковского счета в соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон).

3. Каковы последствия непредставления клиентом документов, перечисленных в подпунктах 1.13 — 1.14 пункта 1 приложения 2 к Положению № 262-П?
В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с  денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона, в том числе для идентификации клиентов и выгодоприобретателей.
В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных Федеральным законом.
Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона установлено право организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Таким образом, непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований Федерального закона, является основанием для отказа кредитной организацией в заключении договора банковского счета (вклада), а также для отказа в проведении операции за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, в соответствии с положениями абзаца 5 пункта 5 и пунктом 11 статьи 7 Федерального закона.

4. Какие действия следует предпринять кредитной организации в случае сбоя в работе сайта ФМС? Каким образом кредитной организации следует зафиксировать информацию о недоступности данного сайта в момент принятия решения о приеме на обслуживание клиента?
По информации, полученной из ФМС России, в настоящее время в целях проверки действительности паспортов при проведении идентификации клиентов кредитные организации помимо ресурса, размещенного на сайте ФМС России, могут использовать вариант обмена сведениями с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), подключаясь к СМЭВ как участники Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).
С учетом пункта 2.1 Положения № 262-П полагаем возможным кредитным организациям в соответствии с пунктом 2.2 Положения № 262-П использовать зарегистрированный в СМЭВ электронный сервис ФМС России для проверки паспортов граждан Российской Федерации на предмет определения их действительности.
Способ фиксирования информации о недоступности сайта ФМС России в момент принятия решения о приеме на обслуживание клиента может определяться кредитной организацией самостоятельно в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с абзацем третьим пункта 2.5 Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

5. Какие действия следует предпринять кредитной организации в случае если при проверке действительности паспорта получен ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится» либо получен ответ о его недействительности?
В случае если при проверке действительности паспорта физического лица кредитной организацией получен ответ «Сведениями по заданным реквизитам не располагаем» либо «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится», то кредитная организация определяет возможность принятия на обслуживание       такого физического лица с учетом оценки риска на основании правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В случае если при проверке действительности паспорта физического лица кредитной организацией получен ответ о недействительности паспорта, кредитной организации следует отказать такому лицу в приеме на обслуживание исходя из требований абзаца пятого пункта 5 статьи 7 Федерального закона либо выполнить распоряжение о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона до представления клиентом доказательств, подтверждающих действительность паспорта (например, официального ответа территориального подразделения ФМС России о действительности паспорта данного лица) и представить сведения о таком отказе в уполномоченный орган в порядке, установленном Указанием Банка России от 23.08.2013 № 3041-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации».

6. Какие операции по расходованию денежных средств некоммерческими организациями, совершаемые на сумму равную или превышающую 100 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, подлежат обязательному контролю в соответствии с подпунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона?
Буквальное прочтение нормы пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму равную или превышающую 100 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов.

7. С 16 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон № 110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Указанным Федеральным законом предусмотрена возможность проведения упрощенной идентификации клиентов — физических лиц при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента — физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту — физическому лицу электронного средства платежа. Вправе ли кредитная организация проводить упрощенную идентификацию клиентов — физических лиц при проведении операций, указанных в пункте 3.1 Положения № 262-П?
Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона Банку России предоставлены полномочия по установлению требований к идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей, которые могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом  операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
На основании изложенного полагаем, что кредитные организации вправе проводить упрощенную идентификацию физических лиц при совершении банковских операций с наличной иностранной валютой и чеками, указанных в пункте 3.1 Положения № 262-П.

 

 

 

 

 

.

 


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ