Воскресенье, 22 октября 2017 18 +  Письмо редактору
Воскресенье, 22 октября 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
23:56, 09 апреля 2015

Методические рекомендации №9-МР от 02.04.2015 «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»


В «Вестнике Банка России» № 30 (1626) от 8 апреля 2015 года опубликованы Методические рекомендации №9-МР от 02.04.2015 «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов».

Банк России отмечает, что на фоне снижения объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами используются альтернативные незаконные схемы по получению наличных денежных средств, в том числе при активном участии платежных агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона № 103- ФЗ.

В нарушение требований Федерального закона № 103- ФЗ платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей, а передают их третьим лицам — заказчикам наличных денежных средств, которые «оплачивают» полученные в наличной форме денежные средства в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов. Платежные агенты используют полученные таким образом денежные средства для осуществления расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг) (далее — поставщики).

 

Методические рекомендации №9-МР от 02.04.2015 — http://115fz.ru/docs/9MP_020415.docx

 

Предлагаем ознакомиться с текстом Методических рекомендаций Банка России от №9-МР от 02.04.2015

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Методические рекомендации Банка России от 02.04.2015 №9-МР
о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов

В результате осуществления Банком России надзорной деятельности за кредитными организациями наблюдается снижение объема операций по обналичиванию денежных средств с использованием банковских счетов.

Вместе с тем на фоне снижения объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе недобросовестными хозяйствующими субъектами и физическими лицами используются альтернативные незаконные схемы по получению наличных денежных средств, в том числе при активном участии платежных агентов, осуществляющих свою деятельность в рамках Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Федеральный закон № 103- ФЗ).

Так, в нарушение требований Федерального закона № 103- ФЗ платежные агенты не сдают либо сдают не в полном объеме в кредитную организацию для зачисления на свой специальный банковский счет (счета) наличные денежные средства, полученные от плательщиков при приеме платежей, а передают их третьим лицам — заказчикам наличных денежных средств, которые «оплачивают» полученные в наличной форме денежные средства в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций* через счета большого количества организаций для их последующего зачисления на расчетные счета платежных агентов. Платежные агенты используют полученные таким образом денежные средства для осуществления расчетов с поставщиками товаров (работ, услуг) (далее — поставщики).

* Признаки, которыми могут характеризоваться транзитные операции, изложены в письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»

В свою очередь, поставщики в нарушение требований Федерального закона № 103- ФЗ при приеме платежей от платежных агентов не используют специальный банковский счет, получая денежные средства на свои банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что действительными целями указанных операций с наличными денежными средствами могут являться уклонение от уплаты налогов, отмывание доходов, полученных преступным путем, финансирование терроризма, в целях минимизации вовлечения кредитных организаций в осуществление противоправной деятельности Банк России рекомендует кредитным организациям при обслуживании клиентов, являющихся в соответствии с Федеральным законом № 103- ФЗ платежными агентами, поставщиками, в рамках управления банковскими рисками, в том числе правовым риском и риском потери деловой репутации, следующее.

1.       Кредитным организациям, в которых открыт (открыты) только специальный банковский счет (счета) платежного агента и (или) поставщика:

а) обеспечить повышенное внимание за соблюдением платежным агентом (поставщиком) режима использования специального банковского счета (части 16, 17, 19 и 20 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ);

б) отказывать в совершении операции по специальному банковскому счету платежного агента (поставщика), не предусмотренной частью 16 (частью 19) статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ.

2.      Кредитным организациям, в которых платежному агенту открыт и специальный банковский счет, и расчетный счет:

а) обеспечить повышенное внимание за соблюдением платежным агентом требований Федерального закона № 103- ФЗ по зачислению в полном объеме полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств на свой специальный банковский счет, а также по использованию специального банковского счета для осуществления расчетов с поставщиками;

б) отказывать в совершении операции по специальному банковскому счету платежного агента, не предусмотренной частью 16 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ;

в) обеспечить повышенное внимание операциям платежного агента, осуществляемым с использованием расчетного счета, в том числе по переводу денежных средств лицам, являющимся поставщиками;

г) при выявлении случаев нарушения платежным агентом режима использования специального банковского счета, в частности, незачисления полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств в полном объеме на свой специальный банковский счет, осуществления расчетов с поставщиками с использованием расчетного счета, в том числе с использованием денежных средств, поступивших на такой расчетный счет от широкого круга третьих лиц, реализовывать право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);

д) в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения платежного агента о совершении операции в случаях, указанных в подпункте «г» настоящего пункта, рассматривать вопрос о реализации права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

3.      Кредитным организациям, в которых поставщику открыт и специальный банковский счет, и расчетный счет:

а) обеспечить повышенное внимание операциям по счетам поставщика, связанным с получением денежных средств от платежного агента, и при выявлении случаев использования поставщиком денежных средств, полученных от платежного агента и зачисленных на его расчетный счет, минуя специальный банковский счет, реализовывать право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ;

б) отказывать в совершении операции по специальному банковскому счету поставщика, не предусмотренной частью 19 статьи 4 Федерального закона № 103- ФЗ;

в) в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения поставщика о совершении операции в случаях, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, рассматривать вопрос о реализации права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

4.      Кредитным организациям, в которых открыт (открыты) только расчетные счета платежного агента и (или) поставщика:

а) обеспечить повышенное внимание операциям платежного агента, осуществляемым: с использованием расчетного счета, в том числе по переводу денежных средств лицам, являющимся поставщиками, и (или) операциям поставщика, осуществляемым с использованием расчетного счета, в том числе связанным с зачислением на него денежных средств, поступивших от лиц, являющихся платежными агентами;

б) при выявлении случаев осуществления платежным агентом при приеме платежей расчетов с поставщиками с использованием своего расчетного счета и (или) случаев проведения поставщиком операций по списанию со своего расчетного счета денежных средств, полученных от платежного агента с его расчетного счета в качестве платежей, реализовывать право, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ;

в) в случае принятия в течение календарного года двух решений об отказе в выполнении распоряжения платежного агента и (или) поставщика о совершении операции в случаях, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, рассматривать вопрос о реализации в отношении платежного агента и (или) поставщика права, предусмотренного абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

С Федеральной службой по финансовому мониторингу (П.В. Ливадный) согласовано.

Настоящие методические рекомендации подлежат опубликованною в «Вестнике Банка России».

Заместитель
Председателя Центрального банка
Российской Федерации
Д.Г. СКОБЕЛКИН

.


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ