Четверг, 24 августа 2017 18 +  Письмо редактору
Четверг, 24 августа 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
3:53, 16 сентября 2014

Ответ ЦБ на запрос АРБ с вопросами по порядку применения Закона 115-ФЗ в редакции Закона №110-ФЗ


Банк России письмом от 01.09.2014 № 12-1-5/2112 «О применении Федерального закона № 115-ФЗ» направил ответы на вопросы, поставленные в письме АРБ № А-02/5-364 от 11.06.2014 О порядке реализации норм противолегализационного законодательства Российской Федерации.

Ассоциация российских банков письмом от 11.06.2014 № А-02/5-364 обращалась в Банк России с вопросами по порядку применения норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в редакции Федерального закона от 05.05.2014 № 110-ФЗ.

Предлагаем ознакомиться с текстом письма от 01.09.2014 № 12-1-5/2112 «О применении Федерального закона № 115-ФЗ»

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Департамент финансового мониторинга
и валютного контроля

от 01.09.2014 № 12-1-5/2112

«О применении Федерального закона № 115-ФЗ»

 

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 11.06.2014 № А-02/5-364 и, с учетом мнения Департамента национальной платежной системы, сообщает следующее.

Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) и Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ) не наделяют Банк России полномочиями давать толкования по вопросам их применения. Вместе с тем, считаем возможным сообщить позицию, которая не является официальным толкованием Федеральных законов.

По первому вопросу.
Ответ на указанный вопрос содержится в Информационном письме от 22.07.2014 № 24 О применении Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (вопрос 6).

По второму вопросу.
Учитывая мнение Росфинмониторинга, при представлении в уполномоченный орган ОЭС, содержащих информацию об операциях по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и (или) иного имущества, подлежащих обязательному контролю, возможно указание кода вида операции 9002.

По третьему вопросу.
Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения по вышеуказанным операциям возникает в отношении операций, совершаемым клиентами — некоммерческими организациями.

По четвертому вопросу.
Требование о хранении копий документов, необходимых для идентификации личности, было отменено Федеральным законом от 27.07.2006 № 147-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», вступившим в силу 09.08.2006.

Федеральный закон № 115-ФЗ указывает на необходимость хранения не менее пяти лет документов, содержащих сведения, указанные в статье 7 данного Федерального закона, и сведения, необходимые для идентификации личности (пункт 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Изменения, внесенные Федеральным законом от 05.05.2014 №110-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не затронули содержания пункта 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, в связи с чем полагаем, что Федеральным законом № 115-ФЗ не устанавливаются требования хранить копии документов, удостоверяющих личность.

При этом, полагаем, что в целях исполнения Федерального закона № 115-ФЗ кредитным организациям следует определить в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма способ фиксирования результатов проведения кредитной организацией проверок сведений, полученных при проведении упрощенной идентификации.

По пятому вопросу.
В случае проведения упрощенной идентификации клиента, допускаемой пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ при осуществлении перевода денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, по мнению Департамента национальной платежной системы, информация об идентификационном номере налогоплательщика — физического лица, адресе его места жительства (регистрации) или места пребывания указывается в составляемом кредитной организацией распоряжении о переводе денежных средств при ее наличии.

По шестому вопросу.
Исходя из анализа норм Федерального закона № 115-ФЗ, в частности подпункта 1 пункта 1, пункта 1.4 и 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, полагаем, что при проведении упрощенной идентификации клиента — физического лица в случаях, предусмотренных пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, у кредитной организации не возникает обязанности идентифицировать представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, поскольку идентификация указанной категории лиц предусмотрена подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ только в случае проведения полной идентификация клиента.

По седьмому вопросу.
При проведении упрощенной идентификации в случаях, установленных пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, кредитная организация устанавливает в отношении документа, удостоверяющего личность клиента — физического лица, серию и номер такого документа.

С учетом разъяснений, содержащихся в пункте 7 Информационного письма от 22.07.2014 № 24, упрощенная идентификация, проводимая при совершении операций купли-продажи наличной иностранной валюты, указанных в пункте 3.1 Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», сопровождается установлением серии и номера документа, даты выдачи, наименования органа, выдавшего документ, и кода подразделения (если имеется).

По восьмому вопросу.
Способы проведения упрощенной идентификации, установленные Федеральным законом № 115-ФЗ, не связаны с порядком проведения идентификации при совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт.

По девятому вопросу.
Положениями Федерального закона № 115-ФЗ не предусмотрено проведение упрощенной идентификации при совершении операций по пополнению счетов, открытых в кредитной организации, в том числе через банковские платежные терминалы.

Вместе с тем, способ проведения идентификации при совершении сделок с использованием платежных (банковских) карт указан в пункте 3.3 Положения № 262-П

По десятому вопросу.
В случае если при приеме распоряжения клиента — физического лица на осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета кредитная организация располагает информацией (например, содержащейся в платежном документе), что такой перевод осуществляется в пользу юридического лица, созданного за пределами территории Российской Федерации, то идентификация либо упрощенная идентификация такого клиента должна быть проведена кредитной организацией в порядке и объеме, установленными соответственно подпунктом 1 пункта 1 либо пунктом 1.11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Если в рассматриваемом случае кредитная организация не располагает информацией о том, является ли юридическое лицо — получатель денежных средств российским либо иностранным юридическим лицом, то соответствующая информация может быть запрошена кредитной организацией у клиента. При этом в соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона № 115-ФЗ.

По одиннадцатому вопросу.
По мнению Департамента, в целях надлежащего исполнения кредитной организацией требований пункта 1.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ операции, связанные с погашением кредитов физическими лицами, следует рассматривать по формальным основаниям.

При этом по формальному основанию положения пункта 1.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в части возможности непроведения идентификации физического лица при осуществлении по его поручению перевода денежных средств без открытия банковского счета не распространяются на случаи, когда получателем переводимых денежных средств является физическое лицо.

По двенадцатому вопросу.
В пункте 1.13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлен способ подтверждения успешного завершения процедуры упрощенной идентификации, в частности в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета..

Директор Департамента
Ю.А. Полупанов

 

http://arb.ru/b2b/docs/otvet_tsb_rf_na_pismo_arb_o_primenenii_federalnogo_zakona_115_fz-9841626/

 

 

.


Обсуждение: 11 комментариев
  1. наталья:

    Относительно ответа на второй вопрос (применение кода 9002) я так понимаю кредитные организации не смогут использовать этот код т.к. нет изменений в Положение №321 -П). Убедительная просьба ответить на вопрос: Расходные операции каких некоммерческих органзаций подлежат обязательному контролю. Крик души у нас Вал операций по расходу (потребит. кооперативов, сельскохоз. кооперат.), но им от нерезидентов и лиц без гражд. ничего не поступало. Просьба дать однозначный ответ.

    1. Георгий:

      отправляйте все расходные операции НКО свыше 100000р по коду 9002 или 9001 неважно

    2. Дзамболат:

      Добрый день Наталья, нет необходимости посылать сообщения по расходу некомерсов, если приход у них не был от нерезидентов и лиц без гражданства.

      1. Алексей:

        Добрый день, Дзамболат. Есть ли какие-либо рекомендации ЦБ относительно Вашего коментария?

  2. Светлана:

    Добрый день.
    Письсо ЦБ
    ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО № 24
    6. Какие операции по расходованию денежных средств некоммерческими организациями, совершаемые на сумму равную или превышающую 100 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, подлежат обязательному контролю в соответствии с подпунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона?
    Буквальное прочтение нормы пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму равную или превышающую 100 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов.

    Так что ВСЕ расходные оперции подлежат ОК.

    1. Алексей:

      Добрый день, Светлана. А какой код по расходным операциям НКО Вы применяете при отправке сообщений в ФСФМ?

      1. Светлана:

        Добрый день, Алексей. Код 9001.
        Хотя есть ответ Банка России от 01.09.2014 № 12-1-5/2112 «О применении Федерального закона № 115-ФЗ» Ассоциации российских банков:
        По второму вопросу.

        Учитывая мнение Росфинмониторинга, при представлении в уполномоченный орган ОЭС, содержащих информацию об операциях по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и (или) иного имущества, подлежащих обязательному контролю, возможно указание кода вида операции 9002.

        Но мы указываем как в 321-П.
        В DESCR пишем «Расход»

  3. Алексей:

    Светлана, спасибо Вам за ответ. Мы работаем по такому же принципу и ждем изменений в 321-П, хотя в ПО разработчик уже внес код 9002.

  4. Павел:

    Добрый день, если учитывать мнение Росфинмониторинга в полном объеме, то по 9002 надо сообщать только на расходные операции за счет средств, полученных от иностранцев. И это правильно. В противном случае получится, что на одни и теже операции банки должны сообщать, а все остальные, кто не под мегарегулятором, сообщать не должны. ИМХО нужно дождаться, как ЦБ сформулирует этот код в нормативном документе 321-П

  5. Михаил:

    Дождались. Сформулировал ЦБ. Исходя из формулировки, стучать теперь нужно по ВСЕМ зачислениям и списаниям свыше 100 000 руб. Зачем им это?

  6. Павел:

    Добрый день, есть другое мнение юристов: хорошо что ЦБ использовал в проекте Указания слова «а равно». Использование Банком России данных слов предполагает, что обязательному контролю подлежат расходные операции ранее полученных некоммерческими организациями от иностранцев денежных средств и/или имущества. ИМХО теперь нужно дождаться арбитражной практики

Комментирование закрыто

© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ