Четверг, 19 октября 2017 18 +  Письмо редактору
Четверг, 19 октября 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
2:20, 16 марта 2015

Ответы ЦБ и Росфинмониторинга БОР 2015 – вопросы ПОДФТ страховых компаний


Ответы, предоставленные Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ РФ и Росфинмониторингом, на вопросы, поступившие в Оргкомитет от участников к встрече руководителей Банка России с руководителями коммерческих банков 12 — 13 февраля 2015г. в ОПК «БОР»

С полным вариантом можно ознакомиться на официальном сайте Ассоциации региональных банков России по ссылке http://asros.ru/ru/actualdoc/view/516

 

Вопросы и предложения, поступившие от страховых организаций

С какого момента у страховой компании возникает обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) безналичных денежных средств и иного имущества? Что является основанием для размораживанию (разблокирования) безналичных денежных средств и иного имущества?

ОТВЕТ ЦБ РФ: Страховые компании обязаны применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств (в том числе, наличных денег) как в момент приема денежных средств в виде страховых премий или иных платежей при заключении договоров страхования с лицами, указанными в пункте 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, так и в момент осуществления страховых выплат в адрес таких лиц при наступлении страхового случая.

Основанием для прекращения запрета является исключения лица из Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень) либо отмена соответствующего решения.

 

О предложении законодательно определить перечень операций, подлежащих замораживанию (блокированию).

ОТВЕТ ЦБ РФ: Федеральным законом № 115-ФЗ установлено требование применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих лицам, указанным в пункте 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, а не в отношении каких-либо отдельных операций с указанными денежными средствами или иным имуществом. При этом пункт 2.4 статьи 6 Федерального закона определяет исчерпывающий перечень операций физического лица, которые могут осуществляться в целях обеспечения его жизнедеятельности с денежными средствами или иным имуществом, к которым не применяются меры по замораживанию (блокированию).

 

О порядке действий страховой компании при выявлении фигуранта Перечня.

ОТВЕТ ЦБ РФ: При приеме на обслуживание фигуранта Перечня или при выявлении страховой компанией получателя страховой выплаты среди фигурантов Перечня страховая компания принимает меры по замораживанию (блокированию) денежных средств в момент их получения или выплаты и незамедлительно информирует об этом Росфинмониторинг.

Кроме того, страховая компания обязана регулярно (не реже, чем один раз в три месяца) проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг (подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

 

О применении процедуры приостановления операций в соответствии с требованиями пункта 10 статьи 7 Федерального закона (механизм реализации процедуры приостановления операций, очередность применения мер по замораживанию (блокированию) и приостановлению операций).

ОТВЕТ ЦБ РФ: Требование о приостановлении операций и требование о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества являются самостоятельными требованиями Федерального закона № 115-ФЗ.

Исчерпывающий перечень случаев, когда организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом обязаны приостанавливать операции на 5 рабочих дней, определен пунктом 10 статьи 7 Федерального закона.

Такими являются случаи, когда:

— сторона по операции — юридическое лицо, прямо или косвенно находится в собственности или под контролем фигуранта Перечня (например, его бенефициар или учредитель — фигурант Перечня), либо физическое или юридическое лицо, действует от имени или по указанию фигуранта Перечня;

— сторона по операции — физическое лицо, осуществляющее операцию в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ (в частности, когда физическое лицо осуществляет выплату по обязательствам, возникшим у него до включения в Перечень).

В случае приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, страховая компания незамедлительно представляет в Росфинмониторинг информацию о приостановленной операции.

При неполучении в течение срока, на который была приостановлена операция, постановления Росфинмониторинга о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок страховая компания осуществляют операцию по распоряжению клиента, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не принято иное решение, ограничивающее осуществление такой операции.

 

О способах организации страховыми компаниями работы со страховыми агентами в рамках исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ в части идентификации клиентов, проведении проверки по Перечню, приостановлению операций, блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества.

ОТВЕТ ЦБ РФ: В настоящее время законодательство о ПОД/ФТ не предусматривает права страховых компаний делегировать страховым агентам исполнение всех его требований.

Страховая компания вправе поручить агентам сбор сведений и документов клиентов, необходимых страховой компании для проведения процедур идентификации. Способы организации работы по получению агентом соответствующих сведений (например, посредством электронных каналов связи) страховая компания определяет самостоятельно в правилах внутреннего контроля.

Процедуры идентификации, выявления фигурантов Перечня, приостановления операций, блокирования (замораживания) должны исполняться только непосредственно страховой компанией как субъектом исполнения Федерального закона № 115-ФЗ.

ОТВЕТ РОСФИНМОНИТОРИНГА: по вопросам, содержащимся в группе «Вопросы и предложения, поступившие от страховых организаций», информируем, что в настоящее время на площадке Консультативного совета при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма функционирует Рабочая группа по страхованию с участием представителей Росфинмониторинга, Банка России и Всероссийского союза страховщиков. В рамках указанной группы обсуждаются вопросы реализации страховыми компаниями отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, включая вопросы, обозначенные в обращении.

По результатам работы вышеуказанной рабочей группы планируется подготовка информационного письма с соответствующими разъяснениями.

 

Предложения страховых организаций

Предлагается зафиксировать в Федеральном законе № 115-ФЗ:

-перечень оснований для принятия страховыми организациями решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции с денежными средствами и иным имуществом:

ОТВЕТ: Основания для отказа в выполнении распоряжения клиента о совершении операции сформулированы в пункте 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ для всех организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ (включая страховые организации).

-перечень оснований для отказа принятия лица на обслуживание (отказ в заключении договора страхования вне зависимости от его вида, оформления полиса страхования):

ОТВЕТ: Департамент финансового мониторинга и валютного контроля полагает возможным расширить механизм отказа от приема на обслуживание на всех субъектов Федерального закона № 115-ФЗ, а не только для кредитных организаций.

 

Разработать порядок проведения идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, застрахованного лица страховыми организациями и их посредниками.

ОТВЕТ: Банком России издано Положение № 444-П, зарегистрированное Минюстом России 20.01.2015 опубликовано в «Вестнике Банка России» от 18.02.2015 № 14. Указанное Положение устанавливает порядок проведения идентификации некредитными финансовыми организациями (в том числе страховыми организациями) своих клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.

 

Разработать порядок осуществления процедуры блокирования (замораживания) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг, иного имущества страховыми организациями.

ОТВЕТ: Федеральным законом № 115-ФЗ Банку России предоставлены полномочия по установлению порядка информирования уполномоченного органа о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также о проведении проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны быть применены указанные меры. При этом полномочий по установлению порядка применения самих мер по замораживанию (блокированию), Банку России Федеральным законом не предоставлено. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, осуществляют меры по замораживанию (блокированию), в соответствии с порядком, предусмотренным в своих ПВК по ПОД/ФТ.

 

 

 

.


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ