Воскресенье, 22 октября 2017 18 +  Письмо редактору
Воскресенье, 22 октября 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
1:21, 22 ноября 2013

Письмо Банка России от 13.11.2013 №223-Т «Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций»


Письмом от 13.11.2013 №223-Т «Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций» Председатель Центрального банка Российской Федерации Э.С. Набиуллина обращается к Территориальным подразделениям Службы Банка России по финансовым рынкам; Главным управлениям (национальным банкам) Центрального банка Российской Федерации с поручением организовать работу по оценке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

  • профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями;
  • страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, обществ взаимного страхования; организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;
  • кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
  • микрофинансовых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию,

являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Данное поручение обусловлено тем, что с 1 сентября 2013 года Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере ПОД/ФТ.

Работу по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере ПОД/ФТ предписано проводить, руководствуясь письмом Банка России от 13.11.2013 №224-Т «О контроле за соблюдением некредитными финансовыми организациями законодательства в сфере ПОД/ФТ»

 

 

Предлагаем ознакомиться с текстом Письма Банка России от 13.11.2013 №223-Т » Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций»

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 ноября 2013 № 223-Т

Об оценке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ некредитных финансовых организаций

 

В соответствии с Федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков” с 1 сентября 2013 года Банку России переданы функции по регулированию, контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе в части контроля за соблюдением некредитными финансовыми организациями требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

Учитывая изложенное, прошу организовать работу по оценке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПВК)

профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся кредитными организациями;

страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, обществ взаимного страхования; организаций, осуществляющих управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами;

кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

микрофинансовых организаций;

негосударственных пенсионных фондов, имеющих лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию,

являющихся субъектами исполнения Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) (далее — НФО), находящихся на территории, подведомственной соответствующему территориальному подразделению Службы Банка России по финансовым рынкам (далее — территориальное подразделение СФР) и территориальному учреждению Банка России, с учетом следующего.

1. Территориальным подразделениям СФР до 31 января 2014 года провести оценку ПВК, разработанных НФО, выездные проверки деятельности которых запланированы в IV квартале 2013 года, за исключением НФО, проверенных в рамках исполнения письма Службы Банка России по финансовым рынкам от 14 октября 2013 года № 50-13-ВЧ-04/4405. В отношении таких НФО в рамках проведения выездных проверок следует проанализировать порядок выполнения ПВК в части выявления необычных операций (сделок).

При оценке ПВК необходимо проверить их на соответствие требованиям:

— Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе подпунктам 1, 1.1, 2, 3, 6 и 7 пункта 1, пунктам 2 и 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 года № 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям” (далее — Федеральный закон № 134-ФЗ).);

— постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 667 “Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации” (далее — Постановление № 667), акцентировав особое внимание на оценке следующих программ:

определяющей организационные основы осуществления внутреннего контроля;

идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей;

оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа оценки риска);

выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — программа выявления операций);

документального фиксирования информации;

хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

При этом следует уделить повышенное внимание вопросу наличия в ПВК описаний конкретных предпринимаемых НФО действий, включая действия по оценке риска клиента, исходя из признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее — операции повышенного уровня риска), акцентировав внимание на следующих вопросах:

адекватность перечня признаков операций (сделок), осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, приведенных в программе выявления операций и программе оценки риска, характеру клиентской базы НФО и операциям (сделкам), фактически осуществляемым данной НФО (ее клиентами) (с акцентом на операции (сделки) повышенного уровня риска);

порядок выявления операций (сделок), соответствующих признакам, указывающим на необычный характер операции (сделки), включая проведение анализа иных операций (сделок) клиента и имеющейся в распоряжении НФО информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в целях подтверждения обоснованности или опровержения возникших подозрений в осуществлении операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, в том числе: перечень документов (информации), запрашиваемых у клиента; сроки представления данных документов (информации) в НФО; процедура проверки и анализ полученных документов (информации); перечень лиц, ответственных за направление запросов и проведение указанного анализа; меры, принимаемые в отношении клиентов, не представляющих документы (содержащие необходимые объяснения и (или) дополнительные сведения по операции) по запросам НФО, а также перечень лиц, ответственных за принятие решений о применении таких мер;

порядок и случаи принятия НФО дополнительных мер по изучению выявленной необычной операции (сделки), в том числе получение от клиента объяснений и(или) дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл такой операции (сделки), а также обеспечение повышенного внимания ко всем операциям (сделкам) этого клиента;

порядок, основания и сроки принятия руководителем НФО либо уполномоченным им должностным лицом решения о признании (непризнании) выявленной операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю или необычной операции (сделки) подозрительной, о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента, порядок фиксирования принятого решения и хранения внутреннего сообщения, содержащего запись (отметку) о таком решении и его мотивированное обоснование;

порядок фиксирования и хранения указанных документов (информации), включая сроки хранения.

Рекомендуется оценить, насколько указанные в настоящем пункте действия могут быть реализованы НФО на практике в отношении клиентов, осуществляющих операции (сделки) повышенного уровня риска.

В случае если НФО были внесены изменения в ПВК в связи со вступлением в силу Федерального закона № 134-ФЗ (или приняты ПВК в новой редакции), при оценке ПВК необходимо уделить особое внимание вопросам учета в них следующих положений Федерального закона № 134-ФЗ, устанавливающих:

обязанность идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание;

обязанность получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с НФО при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов — юридических лиц;

обязанность принимать на регулярной основе обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения, деловой репутации клиентов;

обязанность принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев;

обязанность обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих заднем возникновения таких сомнений;

обязанность применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа информации о включении организации или физического лица в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо со дня размещения в сети Интернет на официальном сайте уполномоченного органа решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень;

обязанность не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган;

право отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, если по операции не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации ПВК у работников НФО возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

2. Территориальным учреждениям Банка России начиная с 1 марта 2014 года в рамках дистанционного надзора на систематической основе осуществлять оценку ПВК НФО, руководствуясь настоящим письмом.

При этом под “систематической основой” в целях исполнения настоящего письма понимается ежеквартальное определение территориальным учреждением Банка России перечня НФО исходя из количества НФО, поднадзорных соответствующему территориальному учреждению Банка России, а также необходимости включения в этот перечень всех видов НФО (при их наличии).

3. При выявлении фактов несоответствия ПВК НФО требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, Постановления № 667 территориальным подразделениям СФР и территориальным учреждениям Банка России рассматривать вопрос о применении мер к НФО в соответствии с действующим законодательством.

 

Э.С. Набиуллина

 

.


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ