Среда, 28 июня 2017 18 +  Письмо редактору
Среда, 28 июня 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
0:29, 06 ноября 2013

Письмо Банка России от 15.10.2103 № 12-1-5/1665 «О Федеральном законе от 28.06.2013 №134-ФЗ»


Банк России ответил на запрос Ассоциации российских банков № А-02/5-421 от 21.08.2013, который был вызван неоднозначностью толкования отдельных положений Закона № 134-ФЗ, в части изменений внесенных в Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.

В письме от 15.10.2103 № 12-1-5/1665 даны ответы на следующие вопросы:

  1. Определение бенефициарного владельца, порядок идентификации бенефициарного владельца.
  2. Порядок идентификации выгодоприобретателей «до приема на обслуживание».
  3. Порядок определения целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.
  4. Порядок работы с клиентами, в отношении которых применены меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества.

 

Предлагаем ознакомиться с текстом Письма Банка России от 15.10.2103 № 12-1-5/1665

 

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Департамент финансового мониторинга
и валютного контроля

Президенту
Ассоциации российских банков
Г. А. Тосуняну

 

от 15.10.2103 № 12-1-5/1665

О Федеральном законе от 28.06.2013 № 134-ФЗ

 

Уважаемый Гарегин Ашотович!

 

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля рассмотрел подготовленную Ассоциацией российских банков Справку о проблемах в применении Федерального закона от 28.06.2013 № 134-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» и по поставленным в ней вопросам сообщает следующее.

 

1. Определение бенефициарного владельца, порядок идентификации бенефициарного владельца.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Согласно статье 3 Федерального закона под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счёте прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

При этом в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом.

Следует принимать во внимание, что понятие «бенефициарный владелец» было включено в Федеральный закон в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее — Рекомендации ФАТФ), в пояснительной записке к которым (в частности, к 10 Рекомендации ФАТФ) раскрывается понятие бенефициарного собственника, а именно: «термин бенефициарный собственник относится к физическому лицу (лицам), которое в конечном счете владеет или осуществляет контроль над клиентом и/или физическим лицом, от имени которого проводится операция (сделка)».

В отношении вопроса связанного с необходимостью конкретизации мер, которые должны применять кредитные организации в целях идентификации бенефициарных владельцев, сообщаем, что, поскольку требование подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона распространяются на всех субъектов исполнения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), а не только на кредитные организации, вопрос разработки соответствующих методик должен решаться в тесном взаимодействии с Росфинмониторингом.

В целях оперативного решения вопросов, связанных с корректировкой нормативной правовой базы в сфере ПОД/ФТ, была образована межведомственная рабочая группа с участием представителей Росфинмониторинга и Банка России.

Банком России в качестве первоочередного мероприятия, которое необходимо рассмотреть в рамках деятельности межведомственной рабочей группы, была предложена подготовка разъяснений организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в отношении реализации требований Федерального закона № 115-ФЗ по выявлению и идентификации бенефициарных владельцев клиентов указанных организаций.

При этом Банком России со своей стороны в настоящее время проводится работа по определению подходов в отношении того, какие процедуры целесообразно предпринимать субъектам исполнения Федерального закона № 115-ФЗ в целях выполнения требований по идентификации бенефициарных владельцев их клиентов.

 

2. Порядок идентификации выгодоприобретателей «до приема на обслуживание».

Для целей исполнения требований подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона об идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приёма на обслуживание кредитной организации следует завершать идентификацию указанных категорий лиц до начала оказания банковских услуг клиенту.

Вместе с тем в ряде случаев в процессе хозяйственной деятельности клиента могут появляться выгодоприобретатели по конкретным операциям, информацией о наличии которых кредитная организация не располагала на момент приема клиента на обслуживание. Полагаем, что таких выгодоприобретателей кредитной организации следует идентифицировать до проведения операции клиента.

Учитывая положения пункта 14 статьи 7 Федерального закона об обязанности клиентов предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона, включая информацию о своих выгодоприобретателях, полагаем, что при непредставлении клиентом информации о выгодоприобретателе в полном объеме кредитная организация может воспользоваться правом отказать клиенту в проведении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона.

 

3. Порядок определения целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Полагаем, что в целях реализации положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона кредитная организация самостоятельно определяет в Правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма процедуры, позволяющие получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с данной кредитной организацией, перечень мер и конкретных мероприятий, позволяющих достоверно определить цели финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, включая состав документов, на основании которых проводится анализ деятельности клиента.

 

4. Порядок работы с клиентами, в отношении которых применены меры по блокированию (замораживанию) денежных средств или иного имущества.

Норма подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, устанавливающая обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества не содержит каких-либо изъятий в отношении отдельных видов операций с денежными средствами или иным имуществом.

В отношении денежных средств, находящихся на транзитном валютном счете клиента, отмечаем следующее.

В соответствии с требованиями Инструкции Банка России от 30.03.2004 № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» (далее — Инструкция № 111-И) транзитный валютный счет открывается одновременно с открытием резидентам (юридическим лицам и физическим лицам — индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущего валютного счета (после вступления в силу Инструкции Банка России от 14.09.2006 № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» открывается расчетный счет в иностранной валюте). Кроме того, как следует из Инструкции №111-И, на транзитный валютный счет зачисляются все поступления иностранной валюты в пользу резидента, а режим такого счета предусматривает проведение по нему отдельных операций по распоряжению резидента.

В связи с изложенным, полагаем, что утверждение о том, что денежные средства, находящиеся на транзитном валютном счете клиента кредитной организации нельзя считать «принадлежащими» данному клиенту, представляется не вполне обоснованным.

Вопрос о возможности установления оперативного оповещения в электронном виде со стороны Росфинмониторинга в адрес всех кредитных организаций об изменениях в Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму не относится к компетенции Департамента. По данному вопросу рекомендуем обратиться непосредственно в Росфинмониторинг.

 

Заместитель директора

А.В. Одинцов

http://arb.ru/b2b/docs/9710304/

 

.


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ