Вторник, 23 Январь 2018 18 +  Письмо редактору
Вторник, 23 Январь 2018 18 +  Письмо редактору
Популярно
12:08, 06 марта 2010

Приказ Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256 прокомментировал Банк России


Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России ответил на вопросы, подготовленные к встрече руководителей коммерческих банков с руководителями Банка России 4 и 5 февраля 2010 года в ОПК «БОР» о которой мы писали ранее («115fz.ru задали вопрос Центральному Банку»).

 Среди вопросов, заданных представителям Банка России оказался и вопрос от 115fz.ru, касающийся проблемы практического применения Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года № 256.

 Вопрос 115fz.ru. В последнее время участились случаи отказа кредитным организациям в согласовании Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ (далее по тексту – Правила) со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам (далее по тексту – ФСФР) по причине невключения в Правила требований Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256. Кредитным организациям приходится изворачиваться в данной ситуации по-разному, вплоть до написания отдельного комплекта Правил, в целях согласования с ФСФР, что по сути своей является неправильным, т.к. получается, что в кредитной организации действует редакция Правил, не согласованная с Банком России. Кроме того, если руководствоваться позицией ФСФР, то возникает проблема корректного урегулирования вопросов применения в кредитной организации Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 и Указания ЦБ РФ от 09.08.2004 №1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях». Видимо, в ФСФР сомневаются в качестве обучающих мероприятий в кредитной организации по вопросам ПОД/ФТ в соответствии с нормативными документами Банка России. При этом необоснованно, а некоторой части с нарушением законодательства увеличивают затратную часть кредитных организаций, как с финансовой точки зрения, так и с точки зрения выделения дополнительных человеческих ресурсов.

Что касается официальной позиции Росфинмониторинга по данному вопросу,  то она обозначена в пункте 1 Информационного письма от 11.08.2009 №3, при этом позиция ФСФР по данному вопросу озвученная в «Разъяснениях о применении Положения, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256» является диаметрально противоположной позиции Росфинмониторинга.

Почему кредитные организации, по мнению ФСФР, должны исполнять требования Приказа Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256, если данный документ утвержден в соответствии с Постановлением правительства, действие которого не распространяется на кредитные организации?

 Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России. Банку России известна проблема взаимоотношения кредитных организаций, являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, с Федеральной службой по финансовым рынкам по вопросу обучения кадров кредитных организаций и Банк России принимает активное участие в попытке ее разрешения.

При этом, как следует из пункта 1 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 года № 256 (далее — Положение Росфинмониторинга № 256), данное положение устанавливает требования к подготовке и обучению кадров организаций,  осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ, за исключением кредитных организаций.

По мнению Банка России, нормы Положения Росфинмониторинга № 256 не распространяются на кредитные организации, независимо от того, являются они профессиональными участниками рынка ценных бумаг или нет, и соответственно все кредитные организации в рамках осуществления мероприятий по подготовке и обучению кадров в целях ПОД/ФТ должны руководствоваться исключительно требованиями, установленными Указанием Банка России от 9 августа 2004 года № 1485-У «О требованиях к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях» (согласовано с Федеральной службой по финансовому мониторингу).

В целях устранения возникшего противоречия в трактовке требований пункта 1 Положения  Росфинмониторинга № 256 Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России направлено письмо в Федеральную службу по финансовому мониторингу, в котором изложена позиция Банка России по рассматриваемому вопросу, с просьбой проинформировать Федеральную службу по финансовым рынкам о том, что требования к подготовке и обучению кадров, содержащиеся в Положении Росфинмониторинга № 256, не распространяются на кредитные организации независимо от того, являются они или не являются профессиональными участниками рынка ценных бумаг, и рекомендовать Федеральной службе по финансовым рынкам скорректировать информацию, размещенную 8 мая 2009 года на её официальном сайте.

Естественно ожидать большего и не следовало, но то, что Банк России высказал свою позицию по этому вопросу это уже хорошо. Будем ждать реакции от Росфинмониторинга.


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Анна:

    Департамент может и ответил, но вот это по сути ничего не меняет, проблема то осталась и решать ее банкам, чтобы не иметь проблем правила пересогласовываются с учетом приказа №256, а вот когда наступит это «раз в три года», тогда будет весело и бюджеты на все эти занятия «приятно» удивят.

Комментирование закрыто

© 2009-2018 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ