Воскресенье, 23 июля 2017 18 +  Письмо редактору
Воскресенье, 23 июля 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
11:34, 11 апреля 2014

Проблемы реализации Положения №262-П в редакции Указания №3179-У


Национальный совет финансового рынка направил обращение в Банк России и Росфинмониторинг о проблемах, возникающих у кредитных организаций в части исполнения требований Положения Банка России № 262-П (в редакции Указания 3179-У) в части:

— получения и обновления сведений о целях установления отношений, финансового состояния и деловой репутации клиентов;
— обязанности кредитных организаций проводить проверку паспортов на сайте ФМС.

 

Предлагаем ознакомиться с текстом письма Национального совета финансового рынка  №НСФР-02/1-206 от 07.04.2014

Директору Департамента
финансового мониторинга и
валютного контроля
Центрального банка
Российской Федерации
Полупанову Ю.А.

Исх. № НСФР-02/1-206 от 07.04.2014

О вопросах, связанных с применением
Положения Банка России от 19.08.2004 №262-П

 

Уважаемый Юрий Алексеевич!

Обращение Национального совета финансового рынка обусловлено вопросами, возникающими у кредитных организаций при применении Положения Банка России от 19.08.2004 «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение № 262-П) с учетом изменений, внесенных Указанием Банка России от 21.01.2014 № 3179-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 19 августа 2004 года № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Указание № 3179-У).

1.         В соответствии с пунктом 2.11 Положения № 262-П кредитная организация должна обновлять сведения, полученные в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, по мере изменения указанных сведений, но не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации, зафиксированных кредитной организацией во внутренних документах в соответствии с правилами внутреннего контроля, — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.

В пункте 1 Приложения № 4 Положения № 262-П установлено, что в качестве сведений, полученных в результате идентификации клиента, установления и идентификации выгодоприобретателя, в анкету клиента подлежат включению сведения, указанные в приложениях 1 — 3 к Положению № 262-П.

При этом согласно Указанию № 3179-У Приложение № 2 к Положению № 262-П, в котором указаны сведения (документы), получаемые в целях идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, было дополнено:

—           сведениями о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией и о целях финансово-хозяйственной деятельности клиента (пункт 1.12 Приложения 2 к Положению № 262-П);

—           сведениями о финансовом положении клиента (пункт 1.13 Приложения 2 к Положению № 262-П);

—           сведениями о деловой репутации клиента (пункт 1.14 Приложения 2 к Положению № 262-П).

Таким образом, сведения, перечисленные в пунктах 1.12, 1.13 и 1.14 Приложения 2 к Положению № 262-П, подлежат включению в анкету клиента.

Вместе с тем, полагаем, что сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с кредитной организацией, указанные в пункте 1.12 Приложения 2 к Положению № 262-П, должны по своему смыслу устанавливаться исключительно при приеме такого клиента на обслуживание и в дальнейшем не должны подлежать обновлению в отличие от сведений, указанных в пунктах 1.13 и 1.14 Приложения 2 к Положению № 262-П, которые должны обновляться на регулярной основе. ,

В этой связи просим разъяснить, распространяется ли установленная пунктом 2.11 Положения № 262-П обязанность по обновлению сведений, включенных в анкету клиента-юридического лица или индивидуального предпринимателя, на сведения, указанные в пункте 1.12 Приложения 2 к Положению № 262-П?

2.         В соответствии с абзацем вторым пункта 2.2 Положения № 262-П для подтверждения действительности паспорта физического лица, являющегося гражданином Российской Федерации, кредитная организация обязана использовать информационный сервис «Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» на официальном сайте Федеральной миграционной службы в сети Интернет.

Однако на странице указанного сервиса на сайте ФМС России (http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000) содержится информация о том, что данный сервис носит справочный характер, .и отсутствие информации о запрашиваемом паспорте (ответ: «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится») не означает, что паспорт является недействительным. Такой ответ может даваться в случае, если информация о выданном паспорте еще не поступила из соответствующего территориального органа или же запись о паспорте проходит тестирование в программном комплексе базы, а для получения юридически значимой официальной информации ФМС России рекомендует обращаться в территориальное подразделение ФМС России.

Кроме того, сервис ФМС России не обрабатывает запросы в автоматическом режиме, требуя ручного ввода информации, что существенно осложняет его широкое использование для кредитных организаций.

2.1.      Учитывая изложенное, просим до придания информации, предоставляемой сервисом «Проверка действительности паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» на официальном сайте Федеральной миграционной службы в сети Интернет, статуса юридически значимой, пересмотреть подход к использованию указанного сервиса на сайте ФМС России, предоставив кредитным организациям право использовать его в целях идентификации клиентов и выгодоприобретателей.

2.2.      Также просим разъяснить, какие действия должна предпринять кредитная организация в случае, если по результатам проверки на сайте ФМС России ею получен ответ «В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится»?

НСФР выражает уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля Банка России по вопросам совершенствования законодательства о системе ПОД/ФТ.

 

Председатель
А.В. Емелин

.


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ