Понедельник, 25 сентября 2017 18 +  Письмо редактору
Понедельник, 25 сентября 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
10:22, 22 апреля 2011

Использование в работе банков «Сервиса проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации» в целях ПОД/ФТ


Ассоциация российских банков направила в Банк России запрос об использовании в работе кредитных организаций «Сервиса проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации» на сайте Федеральной миграционной службы.

По мнению АРБ, данный сервис может быть использован в работе кредитных организаций только после обеспечения абсолютной корректности его работы в целом, когда при проверке действительности паспорта гражданина Российской Федерации будет представляться однозначная и действительная информация, т.к. в настоящее время в результате проверки, в некоторых случаях, поступает информация о том, что паспорт, в отношении которого не имеется сомнений в достоверности и действительности, является недействительным, либо не значится в базе данных.

Несмотря на это, территориальные учреждения Банка России при проведении проверок исполнения кредитными организациями требований Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001 настоятельно рекомендуют использовать сервис проверки паспортов на официальном сайте ФМС, а отказ кредитной организации от проверки действительности паспортов с использованием данного сервиса территориальные учреждения Банка России рассматривают как неэффективные меры внутреннего контроля для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

А все от чего, от того, что на местах имеются существенные перегибы и нежелание разбираться в сути проблемы, поэтому все тэшки становятся обязательными к исполнению. Как можно рассматривать неиспользование в работе справочной информации общего назначения, как неэффективные меры внутреннего контроля в целях ПОД ФТ?

Рассмотрим ситуацию в контексте части 5 статьи 9 Федерального закона №115-ФЗ от 07.08.2001.  

Статья 9. Представление информации и документов

————————————————

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с соответствующими надзорными органами, предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов.

————————————————-

Соответствующие поправки в 115-ФЗ начали действовать 30.08.2004 (внесены Федеральным законом от 28.07.2004 №88-ФЗ).

В данной связи Федеральной налоговой службой выпущен Приказ от 15.07.2005 №САЭ-3-09/325 «О порядке предоставления кредитным организациям сведений, содержащихся в государственных реестрах, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Начало действия документа — 09.10.2005). В соответствии с приказом, по запросу, содержащему информацию о кредитной организации и о запрашиваемом юридическом лице, регистрирующие (налоговые) органы обязаны не позднее пяти дней со дня поступления запроса направить кредитной организации бесплатно в виде выписки следующие сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ: наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), государственный регистрационный номер (ОГРН), адрес местонахождения юридического лица.

Информацию выходе Приказа ФНС Банк России довел до сведения кредитных организаций Письмом от 01.02.2006 №12-Т «О порядке предоставления кредитным организациям сведений, содержащихся в государственных реестрах, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

По вопросу паспортов, Банк России Письмом от 24.03.2005 №46-Т «О недействительных паспортах» довел до сведения кредитных организаций информацию о том, что на сайте ФМС размещена часть информации о недействительных паспортах, т.к. база данных о недействительных паспортах находилась в стадии формирования. Также сообщалось, что после формирования полной базы данных о недействительных паспортах установленный порядок обеспечения кредитных организаций сведениями о недействительных паспортах будет доведен дополнительно.

Но порядок обеспечения кредитных организаций сведениями о недействительных паспортах подготовлен не был, все ограничилось Письмом  Банка России от 28.09.2007 №155-Т «О недействительных паспортах», в котором сообщалось, что кредитные организации справочно могут использовать имеющийся на сайте ФМС «Сервис проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации», где заинтересованным лицам предоставляются сведения о нахождении запрашиваемого паспорта гражданина Российской Федерации среди недействительных. Но при этом, не сообщалось об актуальности информации, размещаемой в базе данных и особенностях работы с сервисом. А особенность была следующая – в ответ на некоторые запросы поступал ответ, что паспорт «Не значится по учету выданных паспортов». Что было делать кредитным организациям в данном случае? На свой страх и риск открывать счет, отказать в открытии счета в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ или направить запрос в ФМС с просьбой подтвердить информацию?

Банки стали заваливать запросами Банк России, на что было выпущено письмо от 26.11.2007 №182-Т «О недействительных паспортах», в котором сообщалось, что ответ «Не значится по учету выданных паспортов» означает, что сведения о проверяемом паспорте еще не поступили из территориального органа ФМС России или запись поступила, но не поставлена на учет в результате тестирования на предмет обнаружения ошибок, чем окончательно закрыли тему целесообразности использования банками данного сервиса в целях ПОД ФТ, в виду неоднозначности предоставляемой сервисом информации.

В тоже время, между Росфинмониторингом и ФМС было подписано «Соглашение о сотрудничестве между Федеральной службой по финансовому мониторингу и Федеральной миграционной службой» (утв. ФМС РФ №МС-1/3-15736, Росфинмониторингом №01-1-13/15 от 15.08.2007) в статье 4 которого указано, что ФМС предоставляет Росфинмониторингу информацию, содержащуюся в центральном банке данных, в частности сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц и об утерянных бланках паспортов.

Следовательно существовала возможность разработки порядка представления содержащихся в центральном банке данных ФМС сведений  об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, но все ограничилось возможностью поиска недействительных паспортов по базе данных действительных паспортов, которая носит справочный характер и может содержать неполную информацию.

 

Предлагаем ознакомиться с текстом письма АРБ № А-02/5-191 от 17.03.2011

Исх. № А-02/5-191 от 17.03.2011

Директору Департамента финансового

мониторинга и валютного контроля

Банка России

 Ищенко Е.И.

О проверке действительности паспортов граждан Российской Федерации

Уважаемая Елена Ивановна!

По информации, поступающей в Ассоциацию российских банков, при исполнении кредитными организациями рекомендаций Банка России, указанных в Письме от 28.09.2007 г. № 155-Т «О недействительных паспортах», кредитные организации сталкиваются с рядом существенных проблем при проверке паспортов на официальном сайте Федеральной миграционной службы.

Так, в ряде случаев при проверке «действительности» паспортов с использованием вышеуказанного сервиса в отношении паспортов, легитимность которых подтверждена, и у кредитной организации не имеется сомнений в достоверности и действительности документа, в результате проверки поступает информация о том, что указанный паспорт является недействительным либо не значится в базе данных.

Основываясь на сведениях, полученных с использованием указанного сервиса, а также с учетом требований пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) кредитная организация в вышеуказанных случаях должна отказать физическому лицу в открытии счета (вклада) либо направить запрос в Федеральную миграционную службу с просьбой подтвердить указанную информацию (срок ответа на запрос в среднем составляет от 20 до 30 календарных дней). Указанные меры создают для кредитной организации значительные правовые и репутационные риски, а впоследствии и финансовые убытки в виду сокращения обращений клиентов в кредитные организации, которые применяют такие меры.

Обращаем внимание, что территориальные учреждения Банка России при проведении проверок исполнения кредитными организациями требований Закона № 115-ФЗ настоятельно рекомендуют использовать сервис проверки паспортов на официальном сайте Федеральной миграционной службы. Однако кредитные организации в ряде случаев указывают на некорректность представляемой информации на указанном сайте. Несмотря на это, отказ кредитной организации от проверки действительности паспортов с использованием данного сервиса территориальные учреждения Банка России рассматривают как неэффективные меры внутреннего контроля для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По мнению Ассоциации российских банков, данный сервис может быть использован в работе кредитных организаций только после обеспечения абсолютной корректности его работы в целом, когда при проверке действительности паспорта гражданина Российской Федерации будет представляться однозначная и действительная информация.

В то же время, руководствуясь нормативными актами Правительства Российской Федерации, считаем, что кредитная организация при проверке действительности паспорта обязана учитывать требования Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 г. № 828 (далее – Положение № 828).

В связи с вышеизложенным просим Вас подтвердить правомерность позиции Ассоциации российских банков относительно порядка проверки действительности паспортов граждан Российской Федерации на сайте Федеральной миграционной службы, а также с учетом требований установленных Постановлением № 828 и дать соответствующие разъяснения территориальным органам Банка России.

Президент                                                         Г.А. Тосунян


Комментирование закрыто

© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ