Понедельник, 25 сентября 2017 18 +  Письмо редактору
Понедельник, 25 сентября 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
1:13, 21 декабря 2012

Росфинмониторингом представлен в Правительство проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»


Росфинмониторингом представлен в Правительство проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»

Проект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12 января 2012 г. №Пр-65, в котором поручено Правительству Российской Федерации принять меры по повышению результативности работы по выявлению и пресечению финансовых операций, в том числе с использованием фирм-однодневок, направленных на легализацию доходов, полученных преступным путём, финансирование терроризма, уклонение от уплаты налогов и таможенных платежей, получение коррупционных доходов.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» Правительству Российской Федерации поручено реализовать меры, направленные на повышение прозрачности финансовой деятельности хозяйственных обществ, включая противодействие уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний и фирм-однодневок.

Предполагается, что изменения, вносимые данным проектом в законодательство Российской Федерации, позволят реализовать указанные меры.

Проектом предлагается внести изменения в следующие федеральные законы: «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации; «О бухгалтерском учёте» в части обеспечения сохранности бухгалтерской и иной документации при смене руководства организации и «О несостоятельности (банкротстве)» в части установления материальной ответственности контролирующих должника лиц, руководителей должника и членов ликвидационной комиссии, действия которых повлекли банкротство.

Кроме того, проектом вносятся изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации в части установления срока ликвидации юридического лица по решению учредителей (участников) или уполномоченного государственного органа и Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» в части конкретизации полномочий налоговых органов. Так, проектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 49 Кодекса положением о взыскании налогов и сборов (пеней, штрафов) в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Кодекса, при неисполнении ликвидационной комиссией обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов), возникшей после принятия в соответствии с гражданским законодательством решения о добровольной ликвидации организации. Также вносятся изменения в статью 86 Кодекса, направленные на возможность получения налоговыми органами сведений о наличии счетов физических лиц, и дополнение в статью 23 Кодекса, предусматривающее закрепление обязанности налогоплательщика-организации получать почтовые отправления налоговых органов по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц. Внесение указанных изменений обусловлено необходимостью исключения фактов сообщения налогоплательщиками недостоверных адресов, затрудняющих переписку с налогоплательщиками и доставку документов налогового органа.

Проектом вносятся изменения в федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», направленные на пресечение незаконных финансовых операций с учётом новых рекомендаций группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), принятых в феврале 2012 года. Так, например, расширяется перечень организаций, обязанных участвовать в исполнении требований указанного федерального закона, а также актуализируется перечень операций, подлежащих обязательному контролю.

Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности» и «О банках и банковской деятельности» дополняются нормами, согласно которым органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, получают право в процессе реализации этой деятельности осуществлять на основании решения суда доступ к информации, содержащей банковскую тайну.

В соответствии с рекомендациями ФАТФ, вступившими в силу в феврале 2012 г., Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) предлагается дополнить положениями, предусматривающими конфискацию доходов от преступлений экономической направленности, а также оптимизирующими ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путём, а также за общественно опасные нарушения законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств.

Предлагаемые проектом редакции статей 193 и 1931 УК РФ должны устранить недостатки действующей нормы и обеспечить эффективное противодействие уголовно-правовыми мерами незаконному вывозу капитала за границу. Ответственность за эти незаконные деяния должна наступать только в случаях умышленного их совершения. Несовершенная диспозиция нормы статьи 193 УК РФ даёт основания при возбуждении уголовного дела учитывать лишь факт неперечисления валютной выручки нерезидентом без учёта конкретных деяний резидента (руководителя российской организации), от волеизъявления которого выполнение этой обязанности во многих случаях не зависит.

Кроме того, правонарушители уходят от уголовной ответственности путём дробления незаконно оставляемых за рубежом или переводимых за рубеж денежных сумм, уменьшая их размер по конкретной сделке до сумм, не предусмотренных примечанием к статье 193 УК РФ.

Однако в связи с несовершенством статьи 193 УК РФ в 2011 году таможенными органами возбуждено всего 300 уголовных дел по указанной статье. При этом осуждено по этой статье 8 человек (к лишению свободы – 2, приговорено к штрафу – 2, к лишению свободы условно – 4). Выходом из данного положения является существенное изменение диспозиции и примечания статьи 193 УК РФ.

Предлагаемые проектом изменения в УК РФ не позволят привлекать к уголовной ответственности руководителей вполне законопослушных компаний и не окажут отрицательного влияния на иностранные инвестиции в российскую экономику.

Проектом также предложено установить уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, а также дорожных чеков либо внешних или внутренних ценных бумаг.

Необходимо отметить, что таможенные платежи составляют более 50% доходной части федерального бюджета. Отсутствие в УК РФ адекватной нормы, предусматривающей уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, угрожает экономической безопасности Российской Федерации.

Ряд изменений, в том числе юридико-технического плана, предлагается внести в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). Так, в целях своевременного и в полном объёме представления в налоговые органы резидентами документов, которые предусмотрены федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле», проектом увеличивается сумма штрафа за непредставление таких документов.

Проектом предлагается увеличить санкции статьи 16.4 КоАП, которая предусматривает ответственность за недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты или валюты Российской Федерации.

Проектом в КоАП также вносятся изменения, расширяющие перечень лиц, которые могут рассматриваться в качестве поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Так, например, в соответствии с федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий наделён широкими полномочиями по управлению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве. Данные полномочия касаются распоряжения имуществом должников, оспаривания сделок, обращения с исками о привлечении к субсидиарной ответственности, выявления признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, а также распределения денежных средств между кредиторами. Вместе с тем предусмотренный размер штрафа за неисполнение арбитражным управляющим законодательства о банкротстве составляет от 2,5 до 5 тыс. рублей.

Росфинмониторинг предполагает, что принятие проекта будет иметь благоприятные социально-экономические последствия как с точки зрения снижения уровня криминализации российской экономики, так и с позиции обеспечения наибольшего соответствия российского законодательства актуальным международным стандартам. Проект имеет также антикоррупционный потенциал.

Реализация проекта будет способствовать улучшению инвестиционного климата, повышению уровня безопасности деятельности законопослушных предпринимателей путём повышения издержек реализации криминальных бизнес-схем.

Законопроект будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний Правительства.

Ссылка — http://www.government.ru/depdocs/2012/12/18/


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ