Воскресенье, 23 июля 2017 18 +  Письмо редактору
Воскресенье, 23 июля 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
20:48, 17 ноября 2013

Законопроект № 384731-6 предполагает сокращение числа случаев привлечения кредитных организаций к административной ответственности за формальные нарушения законодательства о ПОД/ФТ.


Депутат Госдумы, президент ассоциации «Россия» Анатолий Аксаков внес в Думу Законопроект № 384731-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект направлен на совершенствование системы противодействия совершению операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма в банковской сфере.

Изменения в часть первую статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» уточняют возможности отзыва лицензий в случае нарушения изданных в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» нормативных актов Банка России в сфере противодействия легализации. Данная новелла позволит улучшить уровень воздействия на кредитные организации, которые позволяют вовлекать себя в осуществление «сомнительных» операций. Предлагаемая поправка будет способствовать повышению внимания кредитных организаций к вопросам эффективности реализации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ с акцентом на риск-ориентированный подход к работе с клиентами и практическую направленность на прекращение работы с клиентами, осуществляющими сомнительные операции.

Законопроектом также вносятся изменения в статью 13 Федерального закона № 115-ФЗ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие применение к кредитным организациям, нарушившим Федеральный закон № 115-ФЗ, мер, предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России), если иное не установлено законом. Связанные изменения предлагаются в ряд статей КоАП РФ. Согласно этим изменениям к кредитным организациям за нарушение требований законодательства о ПОД/ФТ должны будут применяться меры, предусмотренных статьей 74 Закона о Банке России, а не нормы статьи 15.27 КоАП РФ (за исключением нарушений, предусмотренных предлагаемой проектом частью 1.1 и частью 4 статьи 15.27 КоАП РФ).

Следствием этих изменений может стать сокращение числа случаев привлечения кредитных организаций к административной ответственности за формальные нарушения законодательства о ПОД/ФТ, связанные, к примеру, с неточно направленным сообщением об операции, подлежащей обязательному контролю. По мнению автора, кредитные организации получат дополнительную мотивацию к выстраиванию риск-ориентированных систем внутреннего контроля, позволяющих предупреждать, выявлять и устранять «подозрительные операции» клиентов.

Полагаем, что следующим шагом будет отзыв внесенного в июле текущего года Законопроекта № 307498-6, отменяющего действие статьи 15.27 Кодекса об административных нарушениях РФ на кредитные организации, в связи с внесением на рассмотрение Законопроекта № 384731-6, т.к. Законопроект № 384731-6 выглядит, как более компромиссный – вводится состав, за который полагается привлечение к ответственности, при этом состав, который невозможно нарушить, с одновременным расширением возможностей Банка России, в части отзыва лицензий.

О планах Банка России комплексно модернизировать подходы к применению мер воздействия к кредитным организациям, нарушающим законодательство о ПОД/ФТ писали ранее:

http://115fz.ru/podxody-organizaciyam-narushayushhim-zakonodatelstvo-o-podft/

http://115fz.ru/cb-provedenie-somnitelnyx-operacij/

http://115fz.ru/cb-nameren-udalenie-somnitelnye-operacii/ 

 

Следить за событиями можно по ссылке http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=384731-6&02

 

Предлагаем ознакомиться с текстом Законопроекта № 384731-6 по состоянию на 14.11.2013

 

Законопроект №384731-6

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 1

Внести в часть первую статьи 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 2001, № 26, ст. 2586; № 33, ст. 3224; 2002, № 12, ст. 1093; 2005, № 1, ст. 18; 2006, № 19, ст. 2061; 2011, № 49, ст. 7069; 2012, № 31, ст. 4333, № 53, ст. 7607) следующие изменения:

1)               пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6) неисполнения федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение одного года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;»;

2)               дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

«6.1) неоднократного в течение одного года нарушения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и (или) неоднократного в течение одного года нарушения требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, в том числе в части организации и (или) осуществления кредитными организациями внутреннего контроля;».

Статья 2

Часть вторую статьи 13 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3418; 2002, № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4296; 2004, № 31, ст. 3224; 2006, № 31, ст. 3446, 3452; 2007, № 16, ст. 1831; № 31, ст. 3993, 4011; № 49, ст. 6036; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3600; 2010, № 28, ст. 3553; № 30, ст. 4007; № 31, ст. 4166; 2011, № 27, ст. 3873; № 46, ст. 6406; 2012, № 30, ст. 4172; № 50, ст. 6954; 2013, № 26, ст. 3207) дополнить следующим предложением: «Если иное не установлено законом, к кредитным организациям, нарушившим настоящий Федеральный закон, применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».»

Статья 3

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2010, № 30, ст. 4007; 2011, № 46, ст. 6406) следующие изменения:

1)               в статье 15.27:

дополнить частью 1.1 в следующей редакции:

«1.1. Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»;

примечание 2 признать утратившим силу;

дополнить примечанием 3 следующего содержания:

«3. Административная ответственность, предусмотренная настоящей статьей, не применяется к кредитным организациям, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1 и 4 настоящей статьи. Административная ответственность, установленная частью 1.1 и 4 настоящей статьи, применяется как к кредитным организациям, так и к их должностным лицам.»;

2)               в части 2 статьи 23.74:

в пункте 2 слова «, сотрудниками кредитных организаций, указанными в примечании 2 к статье 15.27» исключить;

в пункте 3 слова «Центрального банка Российской Федерации» заменить словами «Центрального банка Российской Федерации, их заместители», слова «, сотрудниками кредитных организаций, указанными в примечании 2 к статье 15.27» исключить;

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.

 

Президент

Российской Федерации

В.Путин

.

 

 


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ