Среда, 23 августа 2017 18 +  Письмо редактору
Среда, 23 августа 2017 18 +  Письмо редактору
Популярно
2:36, 25 сентября 2014

Состоялось совместное заседание коллегий СК России и Росфинмониторинга


В Следственном комитете состоялось совместное заседание коллегий Следственного комитета Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу. В мероприятии приняли участие члены коллегии СК России, руководители подразделений центрального аппарата ведомства и следственных управлений в субъектах Российской Федерации, руководители территориальных органов Росфинмониторинга, а также приглашенные лица.

Выступая на коллегии, Председатель Следственного комитета Александр Бастрыкин отметил высокую квалификацию сотрудников Росфинмониторинга, благодаря которой Следственный комитет имеет возможность получать качественные материалы и в полном объеме их реализовывать, привлекая расхитителей бюджетных средств к уголовной ответственности, предусмотренной российским законодательством. Александр Бастрыкин подчеркнул, что «благодаря совместным усилиям ведомств пресечены крупные хищения при реализации недвижимости, земельных участков и акций, подконтрольных Минобороны РФ, а также многочисленные хищения бюджетных средств с последующей их легализацией при проведении государственных закупок, в сфере ЖКХ, дорожного строительства, здравоохранения и других сферах нашей деятельности».

Говоря о противодействии коррупционным проявлениям, Председатель СК России  обратил внимание на то, что «нарастающий вал коррупционной преступности требует не только репрессивных, но хорошо выверенных законодательных мер». В связи с этим Александр Бастрыкин напомнил о законодательных предложениях Следственного комитета Российской Федерации в сфере деофшоризации экономики, в частности, законопроекте о введении  уголовной ответственности юридических лиц для возвращения в Россию выведенного за рубеж и поставленного на баланс иностранных организаций преступного капитала.

Во вступительном слове Директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин напомнил о том, что на прошлой неделе на площадке Совета Европы успешно состоялся очередной отчет российской антиотмывочной системы на предмет соответствия ее международным стандартам. Гарантией высокой оценки систем ПОД/ФТ со стороны международного сообщества является постоянное обновление информационных ресурсов, автоматизация процессов, в первую очередь, направленных на повышение прозрачности финансовых организаций. Такой подход, по словам главы финансовой разведки, в том числе, поможет активизировать борьбу с коррупционными проявлениями. Особенно когда финансовые организации обязаны не только информировать о подозрительных операциях, но особо выделять те, которые связаны с контрагентами из числа так называемых VIP-персон. «VIP – это те, кто влияет на экономическую и политическую обстановку в стране», — напомнил он, заметив, что большинство финансовых организаций в России ведут подобные списки, и накапливают информацию по доходам и расходам указанных лиц.

В рамках совместной коллегии стороны обсудили актуальные вопросы межведомственного взаимодействия, в том числе координацию совместных действий следственных органов и подразделений Росфинмониторинга в субъектах Российской Федерации, а также высказались о путях совершенствования действующего законодательства в сфере противодействия коррупционной преступности, а также легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

 

Выступление директора Росфинмониторинга Ю.А. Чиханчина на совместном заседании коллегий СК России и Росфинмониторинга «О практике информационного обмена между Следственным комитетом Российской Федерации и Росфинмониторингом при расследовании коррупционных преступлений в сферах государственных закупок, жилищно-коммунального и автодорожного хозяйства, здравоохранения» (Москва, 23 сентября 2014 года)

Добрый день уважаемый Александр Иванович, члены коллегий, участники заседания!

На прошлой неделе на площадке Совета Европы состоялся очередной отчет российской антиотмывочной системы на предмет соответствия ее международным стандартам. Отчет прошел успешно. Следующий отчет состоится в 2016-17 годах, но уже по другой программе. Оцениваться будет эффективность нашей системы, т.е. насколько мы декриминализировали наше общество.

В ходе общения со своими зарубежными коллегами мы попытались выяснить, как они готовятся к подобным оценкам. Практически большинство из них основные усилия направили на модернизацию деятельности своих Финансовых разведок – обновление информационных ресурсов, автоматизацию процессов, в первую очередь, направленных на создание прозрачности финансовых организаций.

На вопрос «Почему именно в этом направлении?» был получен ответ, что это позволит им решить ряд проблем:

1. Прозрачность финансовых институтов и, в первую очередь, банков, поднимает в целом законопослушность экономики в стране.

2. Позволяет видеть всех клиентов и их контрагентов не только у себя, но и за рубежом, а это в свою очередь:

А) позволяет вести более эффективно борьбу с финансированием терроризма, как одной из главных угроз в мире. С учетом подпитки последних криминальной экономикой, данная проблема становится наиболее актуальной.

Б) позволяет повысить собираемость налогов (наиболее эффективна американская система «ФАТКА» — банки «налоговые агенты» США, если в них есть счета резидентов этой страны их обязаны информировать о своих клиентах).

В) активизировать борьбу с коррупционными проявлениями. Особенно когда финансовые организации обязаны не только информировать о подозрительных операциях, но особо выделять те, которые связаны с контрагентами из числа так называемых VIP -персон из стран повышенного риска, к которым относится и Россия. VIP —    это те, кто влияет на экономическую и политическую обстановку в стране. Необходимо заметить, что большинство финансовых организаций и в России ведут подобные списки, и накапливают информацию по доходам и расходам указанных лиц.

Если обратиться к посланию Президента к Федеральному собранию, то мы увидим, что в него среди ключевых задач на планируемый период определены:

— повышение прозрачности финансовых институтов;

— повышение прозрачности реальной экономики.

Действительно, если эти сектора будут «прозрачны» для государства, то субъектам рассматриваемой Коллегии будет сложно осуществлять свою преступную деятельность. И Росфинмониторинг и Следственный комитет должны приложить к этому максимум усилий.

Если посмотреть на вопросы взаимодействия между нашими ведомствами, то их несколько:

— работа по конкретным делам, направленная на выявление и документирование финансово-экономической базы коррупционных преступлений, в т.ч. участие в розыске активов и конфискации преступных доходов;

— предупредительно-профилактическая работа по выявлению коррупционных рисков в сферах экономики;

— законотворческая деятельность направленная на устранение выявленных пробелов, которыми воспользовались преступники – коррупционеры.

С какими проблемами нам приходится сталкиваться при решении вышесказанных задач:

1. Антиотмывочная система позволяет выявлять крупномасштабные схемы, часто межрегионального, международного уровня, содержащие признаки преступлений, в т.ч. коррупционного характера. На практике, нередко, эти схемы разбиваются на отдельные эпизоды, отдельные уголовные дела, и, в итоге, мы не получаем целостности картины. Как результат, рвутся связи, прячутся активы и т.д.

2. В ходе как финансового расследования, так и работы по уголовным делам, не всегда выявляются основные фигуранты преступных схем. И, как следствие, они уходят от ответственности.

Яркий пример — работа по так называемым «теневым площадкам» — «Дагестанской», «Самарской» и т.д.

Площадки закрыты, но кто стоял и стоит за ними, выяснить до конца не удалось. Поэтому площадки мигрируют из региона в регион. Это свидетельствует о том, что процесс управляемый. Это подтверждается и тем, что «теневой сектор» не сокращается. Просто меняет виды финансовых организаций и виды финансовых операций. Не на много лучше ситуация складывается в экономике. Поэтому Президент в своих поручениях определил сектора наиболее уязвимые с точки зрения коррупции и обязал Росфинмониторинг, правоохранительные органы и в т.ч. Следственный Комитет взять их под плотный контроль (стратегические отрасли, ЖКХ и т.д.).

3. Не очень большое количество уголовных дел, связанных с отмыванием, говорит не о том, что этих преступлений в России нет, а о том, что мы все вместе не доводим дело до логического конца.

Как правило, останавливаемся на полумере, на предикатном преступлении. Зачем доказывать другие преступления, если преступник наказан. Но 174 ст. УК РФ дает возможность конфисковать активы (преступные доходы) в отличие от многих предикатных преступлений.

Как же выйти из этой ситуации, как повысить эффективность нашей совместной деятельности:

1. Найти полное взаимопонимание при решении поставленных проблем, перевести наше взаимодействие на новый уровень. И об этом скажут сотрудники Службы, которые будут выступать сегодня.

2. Росфинмониторинг должен стать надежным и постоянным участником дел по коррупции, в первую очередь, в части выявления финансовой составляющей и поиска активов, особенно находящихся за рубежом.

3. Следственный Комитет и Финансовая разведка должны выступать единым фронтом на всех площадках, где обсуждается тема борьбы с коррупцией, и, в первую очередь, при совершенствовании законодательства.

И эффективность нашей совместной работы должна измеряться не в количестве дел, а в создании и совершенствовании системы, не позволяющей совершать коррупционные преступления, а при необходимости вернуть государству, собственнику активы.

Все это позволит нам достигнуть поставленной цели — снизить коррупцию в нашей стране.

 

http://fedsfm.ru/press/publications/1257

http://fedsfm.ru/press/publications/1258

 

 

.


© 2009-2017 Федеральный закон 115-фз о ПОД/ФТ