Среда, 12 декабря 2018 18 +  Письмо редактору
Среда, 12 декабря 2018 18 +  Письмо редактору

Ответ ЦБ РФ о списании комиссии и обновлении идентификационных сведений


Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России уточнил вопрос применения пункта 1.6 Положения Банка России № 499-П – ответ направлен на запрос АРБ

PDF Списание комиссий до обновления инфо — ответ ЦБ от 03.05.2018

 

от 03.05.18 № 12-3-5/3228
на Исх. № № № А-02/1Кор-520 от 17.11.2017; А-02/5-70 от 14.03.2018

Центральный банк
Российской Федерации
(Банк России)
Департамент финансового мониторинга и
валютного контроля

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 14.03.2018 № А-02/5-70 и отмечает, что пункт 1.6 Положения Банка России № 499-П, содержит специальные условия, при которых кредитные организации вправе не проводить обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиента, и касается так называемых «спящих клиентов», то есть лиц, не обращающихся в кредитную организацию за получением каких-либо услуг и при этом длительное время не осуществляющих операции по банковским счетам.

Заместитель директора
И.В.Ясинский

 

Письмо АРБ Заместителю Председателя Банка России Д.Скобелкину «О списании комиссии и обновлении идентификационных сведений о клиенте»

 

Исх. № А-02/1Кор-520 от 17.11.2017

Заместителю Председателя
Банка России
Скобелкину Д. Г.

Уважаемый Дмитрий Германович!

Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с запросами банков — членов АРБ относительно письма Банка России от 06.10.2017 № 12-1-5/3251 об обновлении кредитными организациями идентификационных сведений о клиенте при проведении операций по списанию комиссии (далее — Письмо), поскольку после опубликования данного Письма у кредитных организаций возникают вопросы о правомерности списания комиссии при отсутствии обновленных идентификационных сведений о клиенте.

В соответствии с пунктом 1.6 Положения Банка России от 15.10.2015 N 499-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Положение № 499-П) кредитная организация обязана обновлять сведения, полученные в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев клиента (далее — клиент(ы)) в сроки, установленные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон № 115-ФЗ).

Обновление сведений, полученных в результате идентификации (упрощенной идентификации) клиента, может не проводиться при наличии в совокупности следующих условий:

— кредитная организация предприняла обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по обновлению сведений об указанных лицах, в результате которых обновление сведений не было завершено;

— со дня предпринятия мер по обновлению сведений об указанных лицах не проводились операции клиентом или в отношении клиента (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет (вклад) клиента, операций в рамках предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принудительного исполнения в виде обращения взыскания на денежные средства или иное имущество клиента).

При этом согласно позиции Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, изложенной в письме Банка России от 31.05.2016 № 12-1-11/1229 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России» (вопрос 7), в целях надлежащего исполнения кредитными организациями требований пункта 1.6 Положения №499-П под операциями, проводимыми в отношении клиента, следует понимать любые операции по переводу денежных средств по распоряжениям, составляемым получателями денежных средств, в частности, по списанию с банковского счета сумм комиссионного вознаграждения либо пеней (штрафов) за неисполнение/ненадлежащее исполнение клиентом обязанностей, определенных условиями договора банковского счета.

То есть списание комиссионного вознаграждения с банковского счета клиента возможно только после завершения обновления идентификационных сведений.

При этом к операциям, проводимым в отношении клиента, не относятся операции по переводу денежных средств по распоряжениям, составляемым лицами, органами, имеющими право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков, в частности, на основании инкассовых поручений, выставляемых налоговыми и таможенными органами.

Указанная позиция Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России основана на буквальном прочтении пункта 1.6 Положения №499-П. Операция по списанию комиссии — это операция, совершаемая на основании распоряжения клиента, которое было дано однократно на весь период действия договора банковского счета (вклада) путем подписания соответствующего договора, содержащего условие о порядке, периодичности и сумме взимаемого банком комиссионного вознаграждения.

Однако в силу нормы, установленной в статье 851 Гражданского кодекса Российской Федерации, клиент обязан оплатить услуги банка по совершению операций с его денежными средствами на счете, если это прямо предусмотрено договором банковского счета. Плата за услуги банка может взиматься за счет денежных средств клиента, находящихся на счете в соответствии с действующими тарифами банка.

Таким образом, закон предоставляет банку право списывать данные денежные средства непосредственно со счета клиента. То есть в данном случае банк относится к лицам, имеющим право на основании закона предъявлять распоряжения к банковским счетам плательщиков.

С учетом изложенного считаем, что кредитные организации, обслуживающие счета клиентов, вправе списывать комиссионное вознаграждение независимо от завершения обновления идентификационных сведений о клиенте.

Также считаем, что размеры уплачиваемого комиссионного вознаграждения в разрезе отдельного клиента не должны представлять значительного интереса для решения вопроса о противодействии отмыванию доходов, но при этом формируют определенную часть дохода кредитной организации, что влияет на ее финансовое состояние.

Ассоциация просит Вас высказать официальную позицию Банка России на указанные выше вопросы.

С уважением,
Президент
Г. А. Тосунян

 

https://arb.ru/b2b/docs/otvet_tsb_rf_na_pismo_arb_o_spisanii_komissii_i_obnovlenii_identifikatsionnykh_s-10201552/

 

 

.


Обсуждение: 2 комментария
  1. Дмитрий:

    Кто нибудь чего нибудь понял из ответа ЦБ?

  2. Светлана:

    Это издевательство, а не ответ. Конкретно заданный вопрос даже не упоминается в этом письме, на формирование которого ушло более пяти месяцев. Если понимать текст буквально, то комиссии списывать нельзя.

Комментирование закрыто

© 2009-2018 Федеральный закон №115-ФЗ о ПОД/ФТ и ФРОМУ