В рамках реализации требований форматов отдельное внимание следует уделить правилам определения статуса участника операции при совершении отдельных операций, подлежащих обязательному контролю. Есть предположение, что разработчики совершенно не утруждали себя в этой части при подготовке форматов (читаем — новых, современных форматов направления сведений в уполномоченный орган (без сарказма)), т.к. просто скопировали правила для отдельных кодов вида операций из Приложения №3 к Положению Банка России №321-П, при этом, понимая (точнее, как видим, совершенно не понимая), что это не таблица в формате dbf, которая имеет жесткую структуру и соответствующий порядок внесения сведений в обозначенные поля и Правила следует начинать не с отдельных кодов видов операций, а с порядка проведения операций в принципе, уделяя именно этому основное внимание в формулировании Правил составления соответствующей ФЭС, а затем уже комментировать отдельные коды обязательного контроля.

 

Начнем с требований Федерального закона №115-ФЗ в части направления сведений по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым клиентами — в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ фиксируется обязанность представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям.

вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;

здесь следует остановиться и внимательно прочитать следующие требования Закона

сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции;

следовательно из буквального прочтения есть основания для вывода о том, что получатель по операции возникает, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции, а равно, что никакого получателя по операции может не быть, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

 

В данном контексте, чтобы максимально упростить (по хорошему следует обратиться к статье 5 Закона о банках и банковской деятельности; к требованиям Положения Банка России №383-П; к требованиям Инструкции Банка России №136-И; рассмотреть отдельные требования Закона №161-ФЗ и т.д (об этом готов подробнее, если это кому-то интересно)) предлагаю рассматривать следующие операции в совершенно обывательских понятиях (в данном контексте без отнесения к обязательному контролю и подозрительным операциям, с чего и следовало бы начинать при разработке форматов) — касса + банкомат (внесение, снятие), валютно-обменные операции, переводы денежных средств + сделки, о которых до сих пор кредитные организации должны направлять сведения. Цель — установить наличие получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом.

  • касса + банкомат (внесение, снятие) — есть только клиент (с длящимися отношениями или разовый (пример — код вида операции 1009)), что равно лицо, совершающее операцию, никакого получателя по операции нет; возможно есть неопределенность с кодами вида операции 1001 / 1002 в зависимости от подхода конкретной кредитной организации к порядку подготовки сведений, но в остальном комментируйте порядок заполнения по отдельным кодам, например, 1008 или 4001; основной фокус на сомнительные операции клиентов (внесение, снятие наличных, в том числе со счетов и счетов платежных карт), как физических лиц, так и юридических лиц, на которые и приходится основной объем (относительно операций, подлежащих обязательному контролю) сообщений кредитных организаций (здесь следует вспомнить и национальную оценку рисков, и регулярные оценки Банка России о структуре сомнительных операций https://115fz.ru/struktura-somnitelnyx-operacij-v-pervom-polugodii-2019/);
  • валютно-обменные операции — есть только клиент и для каких целей указывать кредитную организацию большой вопрос, если вид операции определяется кодом вида 1003 или 1004?
  • переводы денежных средств — если за основу рассуждений в совершенно обывательских понятиях берем платежное поручение, то есть и лицо, совершающее операцию, и получатель по операции, но в данной конструкции и в целом (отдельный разговор), пора уже четко определить понятие «клиента» и перестать в практике использовать формулировку — кредитная организация располагала сведениями…. (грубо говоря, если в платежном поручении участнику операции «соответствует» БИК кредитной организации / филиала передающего сведения, то в ФЭС полный расклад, но если «БИК» говорит о том, что в данной ситуации участник не клиент передающей сведений кредитной организации / филиала, то в ФЭС только сведения из платежного документа, без последующего возврата к этому вопросу; кроме того, в данной части и в целом следовало бы «пройтись» по тегам НовСведЮЛ, НовСведЕИО, существование которых говорит о полном отсутствии здравого смыла и покажите наконец требованиям какого пункта, какого подпункта, какой статьи, какого нормативного документа соответствует их наличие в форматах? есть и другие ситуации, например, при квалификации операции клиента — физического лица в качестве подозрительной, связанной с пополнением «кошелька ….wi» никакого получателя не будет, а для подготовки такого сообщения придется изобретать такое «древо», что никакую АБС не настроишь на потоковую работу, хотя эта ситуация может быть описана для форматов так, что всем участникам информационного обмена будет и работать проще, и четко понимать, что и почему направляется; 
  • сделки — в большинстве случаев есть и лицо, совершающее операцию, и получатель по операции, но ведь могут встречаться в практике и односторонние сделки, в которых окажется, что есть только клиент.

 

Учитывая изложенное, следует вернуться к тому, что Правила следует начинать не с отдельных кодов видов операций, а с порядка проведения операций в принципе, уделяя именно этому основное внимание в формулировании Правил составления соответствующей ФЭС, а затем уже комментировать отдельные коды обязательного контроля.

 

На основании изложенного – попытка полноценного перехода на форматы Указания Банка России №4936-У должна быть перенесена (есть предложение по выходу из ситуации, найду время — изложу), надеюсь на объективное рассмотрение и адекватную реакцию. Готов ответить на вопросы, добавить к тексту Ваши комментарии. Прошу прощения, но пока только такие эмоции и картинки.

 

.