В дополнение к ранее опубликованным записям (ссылка 1, ссылка 2) размещаю предложение по выходу из сложившейся ситуации, учитывая целесообразность перезапуска процесса перехода на новые форматы (именно перезапуска, начиная с предпосылок, порядка проведения операций, целей и заканчивая организацией, поддержкой личного кабинета (в том числе рассматривая существующий порядок участия Радар ИАС)) в части информационного взаимодействия кредитных организаций и уполномоченного органа.

Попробуем описать вариант «бесшовной» доработки в условиях сложившейся инфраструктуры (какой есть, но инфраструктуры – хотели «спрятаться» от Минюста, через разработку форматов / правил и не согласовывать последующие изменения – предлагаем вариант в данном контексте), позволяющий перезапуститься (оптимизировать структуру xml) разработчикам новых форматов и не порушить систему в части информационного взаимодействия в рамках исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ.

Начнем с предложения, с последующей аргументацией и комментариями. Предлагается включить в правила / форматы отдельным Приложением или в составе пункта 3 Правил таблицу «как бы» Приложения №4 Положения №321-П, дополнив текст отдельными положениями «как бы» из Приложения №3 Положения №321-П, сделав файл в формате dbf разновидностью ФЭС, со всеми вытекающими далее по тексту правил / форматов. Все кредитные организации будут понимать, что это Приложения утратившего силу Положения №321-П, а для исполнения требований Указания №4936-У – это расширение функционала. Суть в том, что правила / форматы для целей наиболее комфортного для системы перехода с учетом понимания необходимости пересмотра форматов в части xml, на разумный период времени расширяются функционалом, который прекрасно знаком кредитным организациям, а по факту (на период рестарта xml) изменится способ доставки.

По предлагаемому для рассмотрения плану переход осуществляется в указанные сроки:

  • оперативно вносятся соответствующие изменения в форматы в части «расширения» функционала, публикуются на сайте Банка России (соответственно потребуется издание письма аналогичного ИН-014-12/63);
  • до 31.12.2019 (дата полного закрытия каналов Банка России – далее по тексту комментарий о причинах) переход всех на личный кабинет); параллельно производится перезапуск (оптимизация структуры xml), готовятся комментарии по отдельным моментам;
  • готовятся «альбомы» примеров, как для разработчиков, так и для пользователей; готов вносить предложения по разработке оптимальной (в первую очередь для автоматизации процессов) структуры xml, результатом работы является опубликование до 31.03.2020 форматов xml в новой структуре (почему 31.03.2020?, т.к. форматы в структуре, согласованной Банком России и Росфинмониторингом) для осуществления доработок АБС на стороне кредитных организаций;
  • доработки осуществляются по схеме 3+3(4), а именно 3 месяца на доработки АБС (самостоятельно или вендоры) + 3(4) месяца на тестирование и отладку (реальные сроки Time to Market, учитывая период отпусков);
  • определяется дата «выпиливания» из форматов «как бы» расширения функционала (ФЭС в формате dbf) – дата до 30.09.2020 (пункт 15 Указания №4936-У позволяет устанавливать сроки применения); как следствие полноценный переход на новые форматы с 01.10.2020.

Полагаю, реалистичный план, который сильно завязан на дату до 31.03.2020, т.к. практика показывает, что согласование ведомствами идёт непросто. В обязательном порядке параллельно производятся доработки форматов 655-П, 600-П, 639-П, а также Указаний 4077-У, 3730-У.

Для закрепления пройдемся по Указанию №4936-У – пункт 1 – никаких вопросов — личный кабинет в каком-то виде есть, добавить раздел СООБЩЕНИЯ 4936-У (dbf); пункт 2 – формально ранее dbf называется ОЭС, будет иметь название ФЭС – формализованное электронное сообщение; пункт 3 – проверок касаться не будет, т.к не имеет отношения к проверкам изначально; пункт 4 – вопросов нет, т.к. делегирование за исключением проверок сложившаяся практика; пункт 5 – принятому понятию ФЭС соответствует; пункт 6 – ФЭС в формате dbf подпишем УКЭП, сформируем транспортные контейнеры и направим в уполномоченный орган через личный кабинет; пункт 7 – квитанции о принятии ФЭС из личного кабинета заберем (указанный выше раздел СООБЩЕНИЯ 4936-У (dbf)); пункт 8 – в случае непринятия ФЭС в формате dbf исправленное перенаправим; пункт 9 – если квитанций нет, обратимся в уполномоченный орган; пункт 10 – никаких вопросов (дата представления равна дате направления); пункт 11 – направим ФЭС на цифровом носителе в случае невозможности использования личного кабинета; пункт 15 – ФЭС в формате dbf выпилим из форматов по завершению переходного периода (доработка и оптимизация структуры xml).

Ответим на ключевой вопрос. На направление сведений непосредственно в Росфинмониторинг (посредством личного кабинета) переходим? – да, формат ФЭС в виде dbf в порядке работы с файлом в соответствии с Указанием №4936-У (УКЭП, плюс транспортный контейнер, плюс личный кабинет) позволяет уйти от использования каналов Банка России в срок до 31.12.2019, в том числе для решения (или точнее сказать завершения) сложившейся ситуации относительно СКЗИ «Верба-OW» (сертификаты ФСБ России на СКЗИ «Верба-OW» версии 6.1.2 действительны до 31 декабря 2018 года. https://security.ru/index.php?year=2016, при этом, сертификат ФСБ на Верба-OW продлен до конца 2019 года в части установки ЭП без возможности генерации).

Данный вариант по касательной затрагивали, когда задавались вопросами достигаемого эффекта по итогам перехода на новые форматы (https://115fz.ru/ukazanie-banka-rossii-4936u-rosfinmonitoring/), в частности указывали, что если целью является переход на взаимодействие в формате Личного кабинета и отказ от инфраструктуры Банка России, то можно было в режиме «дорожной карты» на начальном этапе перейти на направление сведений в формате, установленном Положением Банка России №321-П путем использования Личного кабинета, а не инфраструктуры Банка России (подготовленные ОЭС подписывать, формировать из ОЭС и подписи транспортный контейнер, шифровать транспортный контейнер, отправлять в личный кабинет; dbf отлично сжимается архиватором (отправка файла, состоящего из 100 записей ОЭС 1 Мб, в архиве 7 Кб; отправка файла, состоящего из 1000 записей ОЭС (10 файлов по 100 записей ОЭС) 10 Мб, в архиве 240 Кб; отправка файла состоящего из 10000 записей ОЭС (100 файлов по 100 записей ОЭС) 100 Мб, в архиве 3,2 Мб), поэтому сверх нагрузок на инфраструктуру Росфинмониторинга ожидать не следовало), что позволило бы в масштабах страны последовательно осуществить перевод банковского сектора в личные кабинеты.

 Учитывая изложенное, полагаю, что решение в контексте (суждение не является истиной в последней инстанции) позволяет выйти из сложившейся ситуации, учитывая понимание целесообразности перезапуска процесса перехода на новые форматы (именно перезапуска, начиная с предпосылок, порядка проведения операций, целей и заканчивая организацией, поддержкой личного кабинета), также позволяет сделать рестарт в разумные для банковской системы сроки (от разработки до выхода в промышленную эксплуатацию) в части информационного взаимодействия кредитных организаций и уполномоченного органа в вопросах ПОДФТ. Относительно готовности сделать «шаг назад» для оценки ситуации и определения направлений внедрения нового для системы в целом (в данном контексте системы ПОДФТ) писали ранее, применительно к проекту Операционный день КО (ссылка https://115fz.ru/bank-rossii-operden-forma105/), поэтому, полагаю, Банк России может поддержать.  Надеюсь на объективное рассмотрение и адекватную реакцию. Готов ответить на вопросы, добавить к тексту Ваши комментарии.

 

 

.