Реализация требований Федерального закона от 28.06.2021 № 230-ФЗ

Как говорится – с места в карьер. Мы, как система противодействия отмыванию, кого-то «боимся» на уровне, аналогичном контролю террористов, экстремистов (хорошо, что пока без приостановления), что следует контролировать ВСЕ операции таких организаций, как профсоюзные организации в различных сферах деятельности; первичные профсоюзные организации; профессиональные ассоциации; государственные учреждения культуры (театры, филармонии, дворцы культуры); отделения общественных организаций различной направленности; частные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования; центры дошкольного развития; центры подготовки спортсменов; спортивные федерации; Федеральные государственные учреждения высшего образования; ассоциации предпринимателей; адвокатские коллегии, палаты; общества автомобилистов, охотников, рыболовов; фонды? Список можно продолжать.

Прошу прощения, но какой риск ориентированный анализ можно провести на полученных данных: оплата налогов и иных обязательных платежей; профсоюзные взносы; оплата комиссий кредитных организаций за проведение расчетов, абонентское обслуживание; оплата услуг ЖКХ, водоснабжения, водоотведения; оплата за обучение в учреждениях дошкольного и высшего образования; в целом ВСЕ операции, проводимые по счетам указанных клиентов кредитных организаций, как поступления, так и списания – по факту направляется выписка по счету каждого такого клиента.

Как это сочетается с теми целями, которые предлагалось решать законопроектом (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1165650-7; пояснительная записка), и как обычно – самое интересное было добавлено при рассмотрении проекта во втором чтении, совершенно без возможности адекватного рассмотрения влияния поправок на реализацию требований Федерального закона №115-ФЗ. Внесли поправки и через пару дней принимаем. Только список исключений ставит под вопрос понимание специфики деятельности НКО, не говоря о том, что вопрос адекватности и целесообразности устанавливаемого поправками тотального контроля полностью выходит за рамки здравого смысла.

Относительно контроля против Перечня вопросов еще больше. Не говоря о том, что написано настолько витиевато, что буквальному прочтению формулировка не поддается, совершенно за гранью понимания находится ответ на вопрос – на чем базируется гипотеза о том, что все без исключения переводы, вне зависимости от суммы, вне зависимости от получателя, вне зависимости от основания такого перевода с территорий из Перечня нарушают права и свободы граждан Российской Федерации? Вообще кто-то из инициаторов располагает ответом на вопрос «зачем?» и как такая конструкция сочетается с целями реализации требований Федерального закона №115-ФЗ, в который такие изменения внесены.

Полагаю, что данные инициативы могут исходить из Росфинмониторинга, от чего еще больше недопонимания относительно сложившейся ситуации – хотя, с другой стороны, в очередной раз приходится убедиться, что система противодействия в целом не развивается, а Закон используется всеми, кому не лень в любых подручных, локальных вопросах, но только не в целях противодействия отмыванию.

Отдельный вопрос – это Перечень и порядок его утверждения, опубликования – доступных, приличных слов этому действу не находится (это отдельная тема), не говоря о том, какие страны включены, для целей реализации благих инициатив законодателя.

Что-то похожее проходили, когда принимали поправки в части контроля за операциями по платежным картам (Федеральный закон от 27.12.2018 № 565-ФЗ) – Росфинмониторинг с трибуны заявил, что поправки имеют антитеррористическую направленность, а по факту получили, что получили.

По всей видимости при подготовке антитеррористического списка для контроля операций по платежным картам перепутали с глобальным индексом миролюбия (ссылка на отчет https://visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2020/10/GPI_2020_web.pdf) и не заглянули на этом же сайте в GTI Глобальный индекс терроризма – ссылка на отчёт https://www.visionofhumanity.org/wp-content/uploads/2020/11/GTI-2020-web-1.pdf; или перепутали с глобальным индексом счастья (ссылка на отчет https://happiness-report.s3.amazonaws.com/2020/WHR20.pdf).

Подробнее можно ознакомиться на сайте Государственной думы (ссылка на карточку документа https://sozd.duma.gov.ru/bill/490061-7) – подробнее в разделе видео и стенограммы.

Перечень для целей реализации благих намерений в рамках реализации требований, установленных Федеральным законом от 28.06.2021 № 230-ФЗ по всей видимости составлялся на тех же принципах.

Требуется незамедлительное принятие поправок, приближающих действие Закона к здравому смыслу, сделав попытку ослабить ощущение полного абсурда. При этом, есть основания полагать, что может дойти и до того, что кредитные организации раз в 10-15 повысят тарифы на обслуживание НКО – для хоть какой-то компенсации затрат, которые приходится нести для целей исполнения требований Закона в этой части.

 

 

 

.

115ФЗ ПОДФТ ФРОМУ