Указание Банка России №4936-У устанавливает порядок представления кредитными организациями в Росфинмониторинг, следующих сведений в электронной форме путем использования личного кабинета:

  • об операциях, подлежащих обязательному контролю – признается утратившим силу Положение Банка России №321-П;
  • об операциях, в отношении которых возникают подозрения – признается утратившим силу Положение Банка России №321-П;
  • о приостановленных операциях – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У;
  • о принятых мерах по замораживанию (блокированию) – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У;
  • о результатах проверки – признается утратившим силу Указание Банка России 3063-У.

Указание Банка России №4936-У вступает в силу с 15 июля 2019 года.

Возможно будет высказана неприемлемая Банком России и Росфинмониторингом позиция, но вступление в силу требований Указания Банка России №4936-У должно быть перенесено, для целей обеспечения методологической проработки (предоставления разъяснений на поступившие вопросы от кредитных организаций, Ассоциаций и т.д.) со стороны Банка России; технического соответствия программного обеспечения кредитных организаций (вендоров, что в данной ситуации наиболее чувствительно, т.к. кредитные организации ждут соответствующих доработок, а ряд доработок не двигается, даже с этапа технического задания, т.к. не получены ответы на вопросы) правилам составления сведений, с учетом полученных разъяснений от Банка России; технического соответствия и автоматизированной работы программного обеспечения на стороне Росфинмониторинга, внесения изменений в форматы с учетом выявленных в процессе тестирования замечаний и исключения избыточных требований к правилам и форматам, т.к. на данном этапе готовность всей системы может составлять не более 10% по каждому направлению, что в свою очередь приведет к терминальному состоянию системы к дате вступления в силу Указания Банка России №4936-У.

При этом, перенос сроков должен быть осуществлен не менее чем на 01 апреля 2020 года, с учетом успешного завершения указанных этапов, при участии, как кредитных организаций и Ассоциаций, так и Банка России с Росфинмониторингом. В данном контексте следует обратить внимание на проект Банка России «Операционный день КО» (http://www.cbr.ru/analytics/operational_day/) – проект по представлению отчетности по форме 0409105, так с точки зрения подходов к реализации есть много пересекающихся фундаментальных, архитектурных моментов, которые в первую очередь потребуют от кредитных организаций изменений в существующих архитектурах хранения данных и Банк России планирует ввод в действие отчетности по форме 0409105 в 2020 году, при том, что в пилоте работа была начата с 2018 года и продолжается в настоящее время, то есть для перехода на новую отчетность банковской системе объективно требуется продолжительное время, а на переход на форматы в соответствии с требованиями Указания Банка России №4936-У, которые по объему и сложности доработок сопоставимы, банковской системе предоставлено три месяца.

 

В оперативном порядке с установлением конкретных сроков должен быть разработан детализированный план перехода системы на новые форматы («дорожная карта») с описанием состава участников, правами и обязанностями, таймингом; с постановкой четкой цели, с учетом понимания эффективности работы системы в результате реализации; с пониманием измеримости критериев эффективности реализации, с четким пониманием всеми участниками достигаемой цели.

В оперативном порядке с установлением конкретных сроков должны быть урегулированы следующие вопросы, касающиеся электронного взаимодействия кредитных организаций и Росфинмониторинга. Вопрос наличия перекрестных ссылок, как напрямую из документов, так и из форматов и структур электронных сообщений (в первую очередь структур и форматов к документам, которые утратили силу). Ряд нормативных документов и форматов (структур) содержат перекрестные ссылки на отдельные пункты Положения Банка России от 29.08.2008 №321-П, что в свою очередь может вызвать дополнительные сложности в реализации требований законодательства, в частности:

  • Указание Банка России от 15.07.2015 №3730-У по тексту документа содержит ссылки на необходимость применения Положения №321-П, форматы и структуры электронных документов также содержат ссылки на отдельные справочники Положения №321-П;
  • Указание Банка России от 20.07.2016 №4077-У по тексту документа содержит ссылки на необходимость применения Положения №321-П;
  • форматы и структуры электронных документов, предусмотренных утратившим силу Положением Банка России от 02.09.2013 №407-П содержат ссылки на отдельные справочники Положения №321-П.

До момента вступления в силу Указания Банка России №4936-У необходимо внести соответствующие корректировки в указанные документы, а также навести порядок с применением форматов электронных сообщений для обмена данными с Росфинмониторингом, т.к. существует неопределенность в ряде нормативных документов (http://www.cbr.ru/analytics/feddc/fsfm/), касающихся направления информации в уполномоченный орган для целей исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ, в частности:

  • Положение Банка России от 17.10.2018 №655-П (взамен ранее действовавшего Положения Банка России от 04.12.2014 №443-П; вступило в силу 12.05.2019); при этом, Правила составления информации в электронной форме должны быть размещены на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» не позднее 30 дней после дня официального опубликования Положения от 17.10.2018 №655-П – до настоящего времени Правила не опубликованы и продолжают использоваться в работе Описания форматов и структуры электронных документов, предусмотренных утратившим силу Положением Банка России от 04.12.2014 №443-П (форматы по состоянию на дату 04.10.2018);
  • Положение Банка России от 20.09.2017 №600-П (взамен ранее действовавшего Положения Банка России от 02.09.2013 №407-П; вступило в силу 08.03.2018); при этом, форматы представления информации в электронной форме должны быть размещены на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» – до настоящего времени форматы не опубликованы и продолжают использоваться в работе Описания форматов и структуры электронных документов, предусмотренных утратившим силу Положением Банка России от 02.09.2013 №407-П (форматы по состоянию на дату 04.03.2014);
  • Положение Банка России от 30.03.2018 №639-П (взамен ранее действовавшего Положения Банка России от 20.07.2016 №550-П; вступило в силу 15.03.2019); при этом при этом, форматы представления информации в электронной форме должны быть размещены на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» – до настоящего времени форматы не опубликованы и продолжают использоваться в работе Описания форматов и структуры электронных документов, предусмотренных утратившим силу Положением Банка России от 20.07.2016 №550-П (форматы по состоянию на дату 16.04.2018).

В оперативном порядке с установлением конкретных сроков должны быть произведены доработки личного кабинета на сайте Рофинмониторинга (проблемы, о которых известно на текущий момент времени; при начале эксплуатации список может быть расширен).

  • отсутствует ролевая модель доступа в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга, что в свою очередь затрудняет организацию работы кредитных организаций, в частности при многофилиальной структуре, принимая во внимание, что в кредитной организации могут быть филиалы, как самостоятельно направляющие сведения в уполномоченный орган, так и филиалы, которые самостоятельно такие сведения не направляют, кроме того следует принимать во внимание, что ряд кредитных организаций имеют центры обработки данных, которые могут направлять сведения централизовано без привязки по территориальному принципу;
  • отсутствует возможность автоматизированной передачи подготовленных контейнеров в Личном кабинете на сайте Росфинмониторинга – текущая функциональность позволяет добавлять информацию только в ручном режиме путем выбора конкретных файлов, что существенно повышает риски ошибки (человеческий фактор) при работе со сведениями (корректный учет представленных сведений и полученных квитанций), представляемыми в уполномоченный орган.

 

Подготовка документа, форматов, первый перенос сроков вступления в силу.

В проектном виде Указание Банка России №4936-У появилось в сентябре 2018 – даты проведения независимой антикоррупционной экспертизы: 10.09.2018 — 17.09.2018; подписан документ был 17.10.2019; Минюст зарегистрировал документ 16.01.2019; опубликование документа на сайте Банка России 21.01.2019. В соответствии с редакцией документа с момента официального опубликования 21.01.2019 пошел отсчет до даты вступления в силу, а именно 90 дней или до 22.04.2019. При этом, не позднее 07.03.2019 Банк России должен был опубликовать Правила составления сведений и информации в электронной форме, чего не произошло. Вместо этого для проведения независимой антикоррупционной экспертизы в период с 13.03.2019 по 21.03.2019 появился проект, устанавливающий перенос срока вступления в силу Указания Банка России №4936-У на 15.07.2019, который был подписан 28.03.2019, зарегистрирован в Минюсте 18.04.2019 и опубликован на сайте Банка России 19.04.2019. Правила составления сведений и информации в электронной форме были опубликованы 22.04.2019 (тот факт, что форматы (проект) до даты официального опубликования были переданы в отдельные кредитные организации, не может быть основанием для утверждения, что о форматах известно достаточно давно и было достаточно времени для подготовки к переходу). 

Учитывая изложенное, получилась ситуация, когда документ описывающий как направить сведения опубликован в январе, а документ с правилами составления сведений опубликован в апреле, что изначально вызывает вопросы к разработчикам в части понимания масштабов предстоящей работы на стороне кредитных организаций при планировании перехода банковской системы на новые форматы, учитывая, что это колоссальный объем доработок автоматизированных банковских систем (ряд кредитных организаций могут работать на нескольких системах – филиалы, результат сделок M&A), незамедлительное отвлечение ресурсов, в том числе финансовых (если предположить, что каждая кредитная организация должна будет потратить один миллион рублей, то банковская система может потратить практически пятьсот миллионов), который должен сопровождаться подготовкой сотрудников к переходу, перестроением в части организации работы (взаимодействия сотрудников, регламенты подготовки и передачи информации), непрерывным тестированием, как на стороне кредитных организаций, так и на стороне Росфинмониторинга.

Следует ли сравнивать переход с Положения Банка России №207-П на Положение Банка России №321-П с текущей ситуацией? Нет. Это не сравнимые переходы, т.к. при добавлении количества полей настолько не менялась логика, была произведена расшивка данных, которые стали представляться не в виде строки с заданной последовательностью, а в структурированном виде или расшивка справочников, например, для указания признаков, указывающих на необычный характер сделки, но это был и есть жесткий каркас, который требуется наполнить информацией (для последующей доставки и размещения сведений в базе данных Росфинмониторинга), а в случае невозможности автоматизации корректного заполнения сообщений по отдельным операциям (переводы на карты, открытые в других кредитных организациях; переводы в иностранной валюте и т.д.) для работы с таблицами (добавление и корректировка информации, заполнение ряда однотипных сообщений и т.д.) используется простейший DBFNavigator или дополненный макросами Excel. На переход с Положения Банка России №207-П на Положение Банка России №321-П было предоставлено 3 месяца (Положение Банка России опубликовано 26.09.2008, вступление в силу 01.01.2019), при этом, за нарушения, допущенные в первом квартале 2009 года Банком России применялись предупредительные меры воздействия (Письмо Банка России от 30.12.2008 №183-Т). По итогам, переход с Положения Банка России №207-П на Положение Банка России №321-П был очень чувствителен, переход системы на Указание Банка России №4936-У в текущих сроках невозможен.

 

Понимание достигаемого эффекта по итогам перехода на новые форматы

В настоящее время не очевидны конкретные цели перехода на новые форматы, что для эффективности системы в целом такой переход дает?

— если целью являлся переход на взаимодействие в формате Личного кабинета и отказ от инфраструктуры Банка России, то можно было в режиме «дорожной карты» на начальном этапе перейти на направление сведений в формате, установленном Положением Банка России №321-П путем использования Личного кабинета, а не инфраструктуры Банка России (подготовленные ОЭС подписывать, формировать из ОЭС и подписи транспортный контейнер, шифровать транспортный контейнер, отправлять в личный кабинет; dbf отлично сжимается архиватором (отправка файла, состоящего из 100 записей ОЭС 1 Мб, в архиве 7 Кб; отправка файла, состоящего из 1000 записей ОЭС (10 файлов по 100 записей ОЭС) 10 Мб, в архиве 240 Кб; отправка файла состоящего из 10000 записей ОЭС (100 файлов по 100 записей ОЭС) 100 Мб, в архиве 3,2 Мб), поэтому сверх нагрузок на инфраструктуру Росфинмониторинга ожидать не следовало), что позволило бы в масштабах страны последовательно осуществить перевод банковского сектора в личные кабинеты и объективно понять эффективность использования для системы такого порядка с последующим переходом к этапу замены dbf на другие форматы подготовки данных, при необходимости;

— если целью являлся переход на новые форматы подготовки данных (переход c dbf на xml), то это по эффективности без фундаментальных изменений, например в части перехода на формат направления сведений о подозрительной деятельности, переход может сравниться с возвратом системы в 2003-2004 год, с теми же вопросами и проблемами, с которыми сталкивались кредитные организации при разработке систем в соответствии с требованиями Положения Банка России №207-П, за исключением отбраковок, т.к. при использовании XSD схемы отбраковка может быть предотвращена на этапе подготовки конкретного ФЭС, что не отменяет необходимости оперативного устранения проблемы и наличия ошибок в представляемой информации, которые могут быть обусловлены некорректным фиксированием идентификационных сведений при первичном заведении (человеческий фактор); кроме того, если целью являлся только переход на новые форматы подготовки данных (переход c dbf на xml), то кроме того, что в форматы добавили избыточные требования по наполнению ФЭС, например, содержащие противоречия с установленными процедурами идентификации (в части объема фиксируемой информации) и обновления сведений (периодичности обновления) или получение расширенных данных процессинга, для автоматизации которых требуется перепахать архитектуру хранения данных для корректного маппинга и настраивать дополнительные запросы между системами, в том числе внешними источниками информации (сведения, которые могут быть получены на стороне Росфинмониторинга в рамках межведомственного взаимодействия и автоматизации обогащения данных, поступающих от кредитных организаций в виде электронных сообщений), а также до вносить руками информацию в отдельные теги, что совершенно за гранью здравого смысла, результат в виде наполнения базы данных на стороне Росфинмониторинга тот же, что при использовании dbf, что при использовании xml, так тогда зачем системе такой шоковый сценарий перехода?

 

Введение порядка представления информации в формате Личного кабинета и отказ от инфраструктуры Банка России.

Затронут вопрос перехода на взаимодействие в формате Личного кабинета. Кратко, пару слов. Для рассмотрения предпосылок следует обратиться к международным стандартам, в частности к Рекомендациям ФАФТ (ссылка на официальный сайт https://www.fatf-gafi.org/publications/fatfrecommendations/documents/fatf-recommendations.html; размещён перевод на русский язык). Рассмотрим Рекомендацию 20, которая говорит о направлении сведений в подразделение финансовой разведки

20. Reporting of suspicious transactions

If a financial institution suspects or has reasonable grounds to suspect that funds are the proceeds of a criminal activity, or are related to terrorist financing, it should be required, by law, to report promptly its suspicions to the financial intelligence unit (FIU).

20. Сообщения о подозрительных операциях (сделках)

Если финансовое учреждение подозревает или имеет разумные основания подозревать, что средства являются доходом от преступной деятельности или связаны с финансированием терроризма, оно должно быть обязано законом незамедлительно сообщать о своих подозрениях в подразделение финансовой разведки (ПФР).

Как видим, про порядок доставки информации ни слова, т.к. каждая страна определяет приемлемый порядок, обеспечивающий эффективность системы в целом и обеспечивает надлежащую реализацию всех (в совокупности) Рекомендаций. В дополнение к тексту Рекомендации рассмотрим текст Пояснительной записки, которая также не устанавливает специальных требований к порядку доставки такой информации в подразделение финансовой разведки.

Interpretive note to Recommendation 20

1. The reference to criminal activity in Recommendation 20 refers to all criminal acts that would constitute a predicate offence for money laundering or, at a minimum, to those offences that would constitute a predicate offence, as required by Recommendation 3. Countries are strongly encouraged to adopt the first of these alternatives.

2. The reference to terrorist financing in Recommendation 20 refers to: the financing of terrorist acts and also terrorist organisations or individual terrorists, even in the absence of a link to a specific terrorist act or acts.

3. All suspicious transactions, including attempted transactions, should be reported regardless of the amount of the transaction.

4. The reporting requirement should be a direct mandatory obligation, and any indirect or implicit obligation to report suspicious transactions, whether by reason of possible prosecution for a money laundering or terrorist financing offence or otherwise (so called “indirect reporting”), is not acceptable.

Пояснительная записка к Рекомендации 20

1. Ссылка на преступную деятельность в Рекомендации 20 относится ко всем преступным деяниям, которые составляют предикатное преступление к отмыванию денег; или, как минимум, к тем преступлениям, которые составляют предикатное преступление, как требуется Рекомендацией 3. Странам настоятельно рекомендуется выбрать первый вариант.

2. Ссылка на финансирование терроризма в Рекомендации 20 относится к: финансированию террористических актов, а также террористических организаций или индивидуальных террористов даже в отсутствие связи с конкретным террористическим актом или актами. 

3. Обо всех подозрительных операциях (сделках), включая попытки совершения операций (сделок), сообщения должны направляться независимо от суммы по операции (сделке).

4. Требования относительно направления сообщений должны быть прямым императивным обязательством, а любая косвенная или неявная обязанность сообщать о подозрительных операциях (сделках) либо по причине возможного уголовного преследования в связи с преступлением отмывания денег или финансирования терроризма, либо по иным причинам (так называемое косвенное информирование), неприемлема.

В свою очередь, Федеральный закон №115-ФЗ содержит следующие требования (рассматриваем только в контексте прекращения действия Положения Банка России №321-П; реализация требований, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 19.03.2014 №209) в отношении направления сведений в уполномоченный орган, с учетом того, что законодательство в целом придерживается концепции, как обязательного контроля отдельных видов операций, так и «подозрительных» операций независимо от того, относятся или не относятся они к операциям, подлежащим обязательному контролю:

  • в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 6 Федерального закона №115-ФЗ сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом;
  •  в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ фиксируется обязанность представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям;
  • в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ фиксируется обязанность направлять сведения о «подозрительных» операциях не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций.

Учитывая изложенное, формально соответствие обеспечивается (возможно, за исключением формулировки перевода «to report promptly», что в контексте Рекомендаций, полагаю, может быть переведено, как «оперативно / своевременно сообщать»), при этом, если Банк России и Росфинмониторинг обеспокоились тем, что сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю представляются не непосредственно в уполномоченный орган и поэтому требуется использование Личного кабинета, а существующий порядок работы в части доставки сведений должен быть отменён, то Постановление Правительства №209 содержало и содержит оговорку о том, что сведения могут быть представлены посредством иной государственной инфраструктуры при условии обеспечения надлежащего уровня защиты передаваемой информации – Положение Банка России №321-П в полном объеме учитывает такие требования. 

Кроме того, раз затронули Постановление Правительства №209, следует отметить, что, например, действующая редакция в отношении запросов Росфинмониторинга (на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ) говорит о том, что запросы направляются в электронной форме с использованием личного кабинета, ответы представляются в электронной форме путем использования личного кабинета, что в настоящее время не происходит, а используется инфраструктура, указанная в абзаце втором пункта 7 Положения, установленного Постановлением, то есть в данном случае использование инфраструктуры Банка России считается возможным.

 

Введение инструмента «Сообщения о подозрительной деятельности» (СПД)

Затронуты предложения в части фундаментальных изменений для целей повышения эффективности системы в целом. Кратко, пару слов. В настоящее время инструментом работы Росфинмониторинга с финансовыми институтами являются сообщения о подозрительных операциях (СПО). Основания для документального фиксирования информации об операции определяет Федеральный закон №115-ФЗ. Критерии и признаки проведения сомнительных операций устанавливаются Банком России, кроме того по результатам осуществления Банком России надзорной деятельности выявляются новые признаки сомнительных операций, которые доводятся до кредитных организаций в виде Методических рекомендаций.

Как следует из годовых отчетов Росфинмониторинга от кредитных организаций в Росфинмониторинг поступают миллионы сообщений о подозрительных операциях (СПО). Анализируя сообщения о подозрительных операциях, Росфинмониторинг выявляет денежные потоки, которые могут иметь отношение к отмыванию денег, финансированию терроризма, или свидетельствовать о предикатном преступлении. После того, как в операции обнаружены признаки преступления, она становится материалом для расследования.

Со стороны кредитных организаций подготовка и направление сообщений о подозрительных операциях (СПО) является заключительным этапом проводимой работы по принятию решения в отношении операций клиента, которая базируется на решении Ответственного сотрудника Банка (мотивированном суждении), принятом в отношении сообщения об операции на основе результатов многофакторного анализа. Кроме того, следует учитывать, что формат электронной отчетности каждого сообщения содержит более 200 полей, что в свою очередь требует повышенного внимания к качеству направляемых отчетов.

В целях совершенствования процедур противолегализационного контроля в части исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ по выявлению и пресечению сомнительных операций клиентов, а также в целях оптимизации работы кредитных организаций в части направления в Росфинмониторинг информации, предлагается введение инструмента «Сообщения о подозрительной деятельности» (СПД). Сообщения о подозрительной деятельности (СПД) базируется на мотивированном суждении Ответственного сотрудника по ПОДФТ о деятельности клиента, имеющей признаки проведения сомнительных операций (например, транзит, обналичивание, вывод средств) с приложением к сообщению о подозрительной деятельности (СПД) выписки по счету такого клиента за анализируемый (рассматриваемый период) и материалов необходимых, по мнению кредитной организации, для эффективной реализации Федерального закона № 115-ФЗ.

Переход от экстенсивного характера работы с массивами информации – направление значительного количества сообщений о подозрительных операциях (СПО) клиентов к интенсивному характеру – направление сообщений о подозрительной деятельности (СПД), предполагающему работу не с конкретной операцией (операциями), а с деятельностью конкретных клиентов генерирующих финансовый поток сомнительного характера или являющихся звеньями в цепи, составляющих такой финансовый поток, позволит оптимизировать работу кредитных организаций в части направления в Росфинмониторинг информации, а со стороны Росфинмониторинга получать не только значительное количество сообщений о подозрительных операциях для проведения последующих проверочных мероприятий, но и оценку кредитной организации в отношении деятельности клиента, принятой на основе результатов многофакторного анализа в соответствии с разработанными в кредитной организации политиками и процедурами внутреннего контроля по вопросам ПОДФТ.

 

На основании изложенного – вступление в силу требований Указания Банка России №4936-У должно быть перенесено, надеюсь на объективное рассмотрение и адекватную реакцию. Готов ответить на вопросы, добавить к тексту Ваши комментарии.

 

 

.